Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ура, в школах опять поборы!

Дмитрий РАСТИМЕШИНПеред новым учебным годом в средствах массовой информации прокатилась очередная плановая волна разоблачительных статей, уличающих якобы непорядочных директоров и учителей в незаконном взимании родительской платы за обучение в школах.
В этой публикации автор выступает в качестве защитника директора и учителя, в резонанс с подавляющим большинством печатных изданий и телепрограмм. Мы надеемся, что данный материал поможет родителям сориентироваться в реальной ситуации и оптимизировать свои финансовые отношения со школами.

К сожалению, учителя и директора российских школ вынуждены обращаться за финансовой помощью к родителям, которые остаются главными спонсорами муниципальных российских школ. Да, тех самых муниципальных российских школ, более половины зданий которых находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Тех школ, содержание зданий которых пресловутым «122-м законом» полностью возложено на финансово-недееспособные муниципалитеты и которые в связи с этим поголовно оказались не готовы к новому учебному году. Тех школ, которые, только по официальным данным, финансируются государством не более чем на треть от своих потребностей. Тех муниципальных школ, учителя которых в течение последних пятнадцати лет живут за чертой бедности. И помогают им родители в том числе тех детей, которых вынудили перевестись туда из частных школ, закрытых в связи с банкротством, потому что государство отказалось оказывать им финансовую поддержку.
Взывают о финансовой помощи к родителям те самые директора и педагоги, благодаря усилиям которых все последние полтора десятилетия школы продолжают не только выдавать аттестаты своим выпускникам, но и ежегодно набирать детей в первые классы.
И вынуждены они занимать такую неблагородную позицию просителей черного нала в связи с тем, что официально принять родительские деньги не имеют возможности. Все дело в том, что «благодаря» тому самому «122-му закону» и предыдущим решениям федеральной власти школа полностью лишена возможности самостоятельно распоряжаться так называемыми внебюджетными средствами… даже после того, как заплатит с родительских пожертвований все установленные законом налоги… И на официально поступившие родительские деньги невозможно будет не только отремонтировать пожароопасную школу, но и заплатить учителю за лишний отработанный час – иногда это называется с высоких трибун «оказанием платных образовательных услуг».
Вот и стоят директора вместе со своими педколлективами с протянутой рукой у дверей рушащихся школ и уговаривают родителей войти в положение… Так как поставлены в роль просителей милостыни не собственной корыстью, а существующими законодательными реалиями. Все без исключения педагоги с великой радостью делегировали бы эту незавидную роль органам общественного (родительского) самоуправления школами, но далеко не в каждой школе есть инициативные родители, готовые разделить с учителями эту головную боль.
Таким образом, школьные поборы – это не проявление педагогической нечистоплотности, а способ выживания российских муниципальных (читай – государственных) школ.
А родителям я настоятельно рекомендовал бы не занимать исключительно потребительской позиции по отношению к работающим в школах людям, не откупаться от них равнодушно 100 рублями в месяц на ремонт классов, а оказывать реальное содействие через органы общественного самоуправления эффективному расходованию внебюджетных средств. Опыт деятельности многих попечительских советов свидетельствует о том, что они могут существенно влиять на увеличение размеров бюджетного финансирования школ.
Да здравствуют школьные поборы – ведь это значит, что школы в России пока еще живы!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru