РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Ура, в школах опять поборы!
Перед
новым учебным годом в средствах массовой
информации прокатилась очередная плановая волна
разоблачительных статей, уличающих якобы
непорядочных директоров и учителей в незаконном
взимании родительской платы за обучение в
школах.
В этой публикации автор выступает в качестве
защитника директора и учителя, в резонанс с
подавляющим большинством печатных изданий и
телепрограмм. Мы надеемся, что данный материал
поможет родителям сориентироваться в реальной
ситуации и оптимизировать свои финансовые
отношения со школами.
К сожалению, учителя и директора
российских школ вынуждены обращаться за
финансовой помощью к родителям, которые остаются
главными спонсорами муниципальных российских
школ. Да, тех самых муниципальных российских
школ, более половины зданий которых находятся в
аварийном состоянии и требуют капитального
ремонта. Тех школ, содержание зданий которых
пресловутым «122-м законом» полностью возложено
на финансово-недееспособные муниципалитеты и
которые в связи с этим поголовно оказались не
готовы к новому учебному году. Тех школ, которые,
только по официальным данным, финансируются
государством не более чем на треть от своих
потребностей. Тех муниципальных школ, учителя
которых в течение последних пятнадцати лет живут
за чертой бедности. И помогают им родители в том
числе тех детей, которых вынудили перевестись
туда из частных школ, закрытых в связи с
банкротством, потому что государство отказалось
оказывать им финансовую поддержку.
Взывают о финансовой помощи к родителям те самые
директора и педагоги, благодаря усилиям которых
все последние полтора десятилетия школы
продолжают не только выдавать аттестаты своим
выпускникам, но и ежегодно набирать детей в
первые классы.
И вынуждены они занимать такую неблагородную
позицию просителей черного нала в связи с тем,
что официально принять родительские деньги не
имеют возможности. Все дело в том, что
«благодаря» тому самому «122-му закону» и
предыдущим решениям федеральной власти школа
полностью лишена возможности самостоятельно
распоряжаться так называемыми внебюджетными
средствами… даже после того, как заплатит с
родительских пожертвований все установленные
законом налоги… И на официально поступившие
родительские деньги невозможно будет не только
отремонтировать пожароопасную школу, но и
заплатить учителю за лишний отработанный час –
иногда это называется с высоких трибун
«оказанием платных образовательных услуг».
Вот и стоят директора вместе со своими
педколлективами с протянутой рукой у дверей
рушащихся школ и уговаривают родителей войти в
положение… Так как поставлены в роль просителей
милостыни не собственной корыстью, а
существующими законодательными реалиями. Все
без исключения педагоги с великой радостью
делегировали бы эту незавидную роль органам
общественного (родительского) самоуправления
школами, но далеко не в каждой школе есть
инициативные родители, готовые разделить с
учителями эту головную боль.
Таким образом, школьные поборы – это не
проявление педагогической нечистоплотности, а
способ выживания российских муниципальных
(читай – государственных) школ.
А родителям я настоятельно рекомендовал бы не
занимать исключительно потребительской позиции
по отношению к работающим в школах людям, не
откупаться от них равнодушно 100 рублями в месяц
на ремонт классов, а оказывать реальное
содействие через органы общественного
самоуправления эффективному расходованию
внебюджетных средств. Опыт деятельности многих
попечительских советов свидетельствует о том,
что они могут существенно влиять на увеличение
размеров бюджетного финансирования школ.
Да здравствуют школьные поборы – ведь это
значит, что школы в России пока еще живы!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|