Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Елена ПРУДИУС

Пока не размок бумажный кораблик

Мы все время торопим детей. А зачем?

В наше время многие дети не горят желанием учиться. Потому что беззаботное детство заканчивается теперь задолго до школы. Они учатся уже в садике и от школы ничего хорошего и особенно интересного не ждут. Эффекта новизны нет, а насыщения произвольной творческой игрой не произошло, хотя именно этот фактор и является определяющим для дальнейшего нормального развития детей.
Совсем другая ситуация была лет тридцать назад. В школу детям очень хотелось. Там было то, чего не было нигде больше, – там открывалась дверь в поистине волшебную страну знаний.
Сейчас все перепуталось. Идея раннего интеллектуального развития детей беспощадно используется педагогической пропагандой, служит задаче создания искусственной озабоченности и без того волнующихся о будущем детей родителей с целью расширения своих приоритетов. Якобы детей надо развивать, надо готовить к школе, иначе они что-то потеряют в будущем. Что – никому не известно.
Несколько лет назад молодая женщина, очень энергичная и ответственная, привела ко мне четырехлетнего сына. Она хотела знать, не вредно ли водить его еще и на шахматы, если на карате, керамику и уроки подготовки к школе с опытной учительницей он уже ходит. Мальчик сам ни от чего не отказывался, но неуверенно пожимал плечами и оглядывался на маму. И тогда я попросила его нарисовать семью. Семья получилась неполная: сын с папой сидели за столом, а мамы на рисунке не оказалось.
– Она на кухне, – объяснил мальчик.
В общем-то не важно, как ребенок объясняет отсутствие кого-то, важен сам факт отсутствия человека. Отсутствует кто-то всегда по причине сложных и неясных отношений, возможно, опасных для ребенка. Сказать об этом прямо не каждый сможет, а нарисовать – пожалуйста, дети подвоха в этом не видят.
Вот и получилось, что мальчик своим рисунком дал маме ответ:
– Мне с папой лучше.
Папы обычно меньше воспитывают и учат детей. Они просто радуются ребенку после рабочего дня. Их общение обычно никак не структурировано, беспорядочно, представляет какую-то возню, вопли радости. Ребенку почему-то хорошо быть просто рядом даже с уткнувшимся в газету или в телевизор отцом. Но в таких случаях матерей часто возмущает поведение отца.
– Ты должен воспитывать! – злятся они.
Но с другой стороны, сколько же можно воспитывать? Когда-то нужно просто порадоваться друг другу. Ведь папа целый день не видел ребенка и соскучился по нему. Вот и выходит, что общение отцов с детьми бывает более непосредственным, неформальным и жизненно необходимым детям.
В нашем случае я объяснила маме, что ребенок ответил шахматам «нет», во всяком случае в ближайшее время. Что ему сейчас нужнее всего мама – не бонна-гувернантка, а мама – теплая печка, возле которой можно отогреться после нелегких детских трудов.
Для того чтобы девочки и мальчики не избегали собственных родителей, нужно учитывать законы развития ребенка.
Основной вид деятельности дошкольника – это свободная, так называемая недирективная игра без правил, навязанных внешним миром. Ребенку действительно нужно на собственном опыте знать, что если в песок добавить воды, из него можно строить крепость. Или – что бумажный кораблик плывет по воде и не тонет, пока не размокнет. Или – что котенок тебя поцарапает, когда его дернешь за хвост, потому что ему больно. Именно в такой игре ребенок постепенно узнает то, к чему он уже готов.
Чем старше становится ребенок, тем больше появляется игр с правилами. Причем их не нужно навязывать детям: у них самих есть потребность в самоорганизации. Потребность детей в играх с правилами и является верным сигналом к тому, что можно вводить регламентированные занятия по развитию, причем основаны они должны быть на непроизвольном интересе детей.
Конечно, обучение должно быть интересным, но ведь рано или поздно наступает пресыщение или усталость, а неудача может вообще отбить охоту учиться. Так вот, если мы хотим, чтобы ребенок стал целеустремленным и трудолюбивым, нам нужно побудить ребенка позаниматься еще немножко, ни в коем случае не доводя состояние до отвращения к занятию, чтобы у него осталось приятное ощущение преодоления и победы.

У каждого ребенка свой, индивидуальный маршрут развития, свой темп и направление. Потому что если ребенок нуждается в щадящем маршруте, а у него плотный рабочий график, то он не сможет усвоить предложенные ему знания, мало того, у него в ситуации контраста разовьется комплекс неудачника. И наоборот, если активный и быстро развивающийся ребенок попадает в бедную информацией среду, ему быстро станет скучно, его интеллектуальная незанятость обернется проблемным поведением.
Услышать голос разума многим родителям мешает страх – страх не успеть, не соответствовать принятым представлениям, отстать от кого-то, прослыть неудачником. А именно под влиянием такого страха и воспитываются неудачники, которые тоже будут бояться остановиться, пересмотреть свои взгляды на жизнь, почувствовать себя реализованным и востребованным человеком. Вот и выходит, что для воспитателя самым важным качеством после интереса к жизни ребенка является его бесстрашие и мужество.
Если вы увидели свое отражение в зеркале рассказа, не огорчайтесь. У всех нормальных родителей есть некоторая доля тщеславия. Ее нужно уметь в себе видеть как бы со стороны и контролировать всей своей любовью к ребенку и разумом, находящимся на службе у этого чувства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru