Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Жак НИМЬЕ

Кого любит директор школы?

О чем может рассказать расположение учебных кабинетов

Мы работаем во времени и пространстве, организуя их в соответствии со своими представлениями об идеальном уроке. При этом многие вещи воспринимаются как неизменная данность. Но иногда появляется возможность маневра.

Правильного способа не существует

Организация классного пространства всегда несет информацию о сути взаимоотношений педагога с учениками.
Вот кабинет, где нет столов. Только стулья, стоящие полукругом в несколько рядов. Прекрасное положение для начала занятий, когда учитель хочет что-то объяснить, дать задание. Затем все мгновенно меняется. Стулья переставляются легко, быстро. То они образуют несколько маленьких кружков, то один большой круг, то разделяют зоны разных видов деятельности. Конечно, без парт тяжелее записывать. Но ведь есть множество предметов, где большую роль играет обсуждение, а короткие заметки можно оставить в блокноте с твердым переплетом, лежащем на коленях.
Бывают кабинеты с выделенными зонами для индивидуальной и групповой работы, для работы с книгами и с компьютером. Конечно, в этом случае нужна большая комната.
Необычно организованное пространство кабинета говорит о готовности учителя работать нестандартно, заставляет учеников изменить свои стереотипы поведения, свое отношение к педагогу, к процессу образования.
В колледж часто поступают неуспешные дети. Они видят совершенно такой же класс, как в школе. Значит, и жизнь останется такой же – скучной, трудной, безнадежной. Однако, попав в пространство групповой работы, они чувствуют, что все изменилось. Учиться можно иначе.
Пришли на собрание родители. Усевшись за парты лицом к доске, они превращаются в послушных учеников, внимающих словам опытного педагога. Хотите организовать обмен мнениями, услышать искренние предложения? Поставьте стулья в круг.
Нет одного-единственного правильного способа организации классного пространства. Есть то, что в большей или меньшей степени соответствует нашим целям. И конечно, невысказанный смысл расстановки мебели в кабинете не должен противоречить нашим поступкам. Если мы поставили парты по кругу, а сами постоянно читаем лекции у доски, требуя всеобщего внимания, ученики почувствуют фальшь ситуации.

Школа меняется

Организация пространства в школьном здании меньше зависит от наших желаний, но не менее ясно говорит о сути происходящего в школе. Спросите себя: по какому принципу расположены на этажах предметные кабинеты в вашей школе? У нас, к примеру, на первом этаже – математика, информатика. Самые важные дисциплины. На втором – словесность, иностранные языки. А на третьем – всякие психологии, философии. То, что необязательно, несущественно.
А где у вас находится кабинет директора? В центре здания, в центре событий? Где-нибудь в труднодоступном уголке, куда не всякий доберется? Или, наоборот, так, что мимо не проскочишь? Далеко ли учительская от кабинета директора? А комната завхоза? А какой предметник ему ближе всего? Есть ли в вашей учительской удобные мягкие кресла или только строгие стулья? Лежат ли там всякие необязательные газеты, книги или выстроились одноцветные классные журналы да методички?
Насколько ваша школа открыта внешнему миру? Ее окружает непроницаемая каменная стена, легкая ограда, полуразрушенный забор? Вокруг нее сад, спортивные и детские площадки или безжизненный пустырь? Является ли она частью пространства (жизни) города или занята исключительно внутренними проблемами, не имеющими отношения к внешнему миру?
Каждая школа, организуя пространство определенным образом, сообщает о своем предназначении: это место для работы, для жизни, колония строгого режима, центр культуры, главное здание поселка. Наши вопросы помогут осознать содержание школьной жизни и наметить ближайшие изменения.
В отношении к школьному пространству бытует два диаметрально противоположных подхода.
“Ничего не изменишь, все предопределено”. Умирают, не успев окрепнуть, наши мечты, планы.
“Необходимо немедленно все изменить”. У педагогов возникает иллюзия всемогущества, абсолютной свободы, в том числе от истории школы, от околошкольной реальности.
Мы взрослеем, стареем, меняемся, но сохраняем все то же тело. Так и школа, меняясь с каждым новым директором, педагогическим коллективом, сохраняет след традиций и в то же время отражает сиюминутную информацию.

С чего начать?

В классе легче все переделать до неузнаваемости, хотя, возможно, это не всегда правильно. Изменение должно начинаться с желания решить конкретную проблему: дети вертятся на уроке, болтают друг с другом. Можно запретить, наказать, а можно организовать работу по группам. Осуществляя некие перестановки в кабинете, стоит обсуждать с ребятами их смысл. Лучше всего начинать с детских пожеланий, предложений. А через несколько уроков выяснить, как ученикам работается в новом пространстве, что они чувствуют. Подобный разговор нужно провести и с коллегами. Им тоже должен быть понятен смысл происходящего. У них тоже есть свое ощущение пространства. Если у вас найдется несколько единомышленников среди учителей, если детям нравится приходить в кабинет, значит, последние изменения удались. Можно задуматься о следующем шаге.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru