Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Дупло, полное тайн
Как научиться писать без слез?

7.jpg (119375 bytes)

Как учить малыша читать и писать? Вопрос, животрепещущий для родителей всех первоклассников. Можно пойти традиционным путем: засадить ребенка за букварь и за прописи после уроков в школе. Дело это обычно скучное и утомительное и для взрослых, и для детей, к тому же не самым лучшим способом дублирующее обучение в первом классе. Не лучше ли дома играть? Играть ведь тоже можно очень серьезно.
Давайте вспомним... Ну, например, это: “Я к Вам пишу...”
Или – нет. Это, пожалуй, слишком романтично. К тому же ассоциируется исключительно с любовными письмами. А мы ведем речь о малышах. Лучше поэтому начать по-другому:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Чувствуете, как забилось сердце? ПОЧТАЛЬОН к нам идет! Он ПИСЬМО нам несет.
Вспомните, когда последний раз вы получали – не газету, не рекламное приложение не важно к чему, не извещение о повышении квартплаты – письма? А когда отвечали на них? “Я не любитель писать... Извини, но писать не обещаю... Надо бы написать, да все времени нет...” Это симптомы телефонной эры. Культура письменной речи, этики письма безвозвратно уходит из нашей жизни. Теперь уже такие аргументы, как «научишься читать – узнаешь много нового!”, работают очень слабо. Шестилетний малыш благодаря телевизору, видео и компьютеру информирован гораздо лучше, чем его родители в его возрасте. Причем без всяких книг.
Но книги – это ведь не только знание, как мы привыкли его понимать, не только информация. Это еще и общение, мир переживаний другого. Особенно когда речь идет о художественной литературе. Один из мудрейших отечественных психологов, Лев Семенович Выготский, писал, что искусство позволяет человеку прожить не только одну собственную жизнь, но пережить и вобрать в себя события и жизненный опыт множества персонажей, которых человек встречает на страницах книги. Такое общение нужно как воздух и взрослому, и ребенку. Почему бы не показать человеку, только пошедшему в школу, какой особенно притягательной силой обладает общение с помощью писем? А заодно – без скуки совершенствовать навыки каллиграфии.
Поиграем с ним в очень серьезную игру под названием “Почта”.
Для начала повесим почтовый ящик, фанерный или картонный. А можно вообще никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе тайничок. Например... дупло в саду. Так или иначе, но место, откуда достаются письма, должно быть ОСОБЕННЫМ – “маркированным”, как говорят ученые. И шуршащий маленький конвертик (обязательно запечатанный – тайна почтовой переписки!), извлекаемый из этого особенного места маленьким любителем компьютерной графики, окажется для него чем-то наподобие подарка Деда Мороза.
Разбирать написанное поначалу непросто: требуется воля, напряжение, сосредоточенность. Но может ли быть что-нибудь более действенное, с такою же силой побуждающее шестилетнего малыша читать, как ЛИЧНО ему адресованные письма?
И мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Мальчик из Далекой Страны... Даже если ребенок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого – Автора Письма – он захочет поверить. Потому что больше всего на свете любит играть и постоянно готов к чуду.
Но можно и не выдумывать ничего особенного. Чтение письма – всегда захватывающее таинство, и автор послания всегда обладает особым статусом. Даже если это мама, папа или бабушка, сидящие в настоящий момент в соседней комнате.
“Егор! Сегодня у меня очень плохое настроение. Догадываешься почему? Ты заставил меня сильно рассердиться. Я всегда расстраиваюсь, когда приходится тебя наказывать...”
“Почтовая” этика требует не оставлять письма без ответа. И вот малыш уже выводит печатными буквами (хотя что может быть невыносимее для мальчишки, чем писать?): “Я ХАЧУ ПАМИРИЦА”.
У этого “ХАЧУ” очень важная функция. Оно показывает: в письме можно сказать что-то, что порой трудно выговорить вслух. Поэтому – это очень важно! – не будем обращать внимания на ошибки. Они неизбежны, и бороться с ними надо на другом фронте. Главное, самим взрослым писать грамотно, крупными буквами. Есть возможность – печатайте, тоже обязательно крупно. Единственное, что безусловно позволено родителям, так это научить ребенка правильно писать обращение в начале и слово “до свидания” в конце, поскольку это относится к этике переписки, а не к ее тайне.
Счастливых, волнующих писем!

Марина АРОМШТАМ

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru