РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
семьи
РГПУ им.А.И.Герцена
Люди-да и люди-нет
Чем критичнее вы относитесь к внешнему
миру, тем реже у подростка возникает желание
созидать
Инна. Я, конечно, понимаю, что
нужно учить ребенка думать и игнорировать те
ценности, которые вам не подходят. Но ведь может
так оказаться, что за всем не уследишь, особенно
когда ребенок долго находится у родственников.
Или если сама плохо понимаешь, что происходит в
этом мире и на что нужно ориентироваться?
Ирина Хоменко. Бороться с обществом
только критикой – гиблое дело. Люди, стоящие в
позиции “Это плохо. А это еще хуже. А вот тут
подправить надо”, не вызывают у меня желания им
подражать или прислушиваться к их мнению. В
последнее время я даже стала думать, что подобная
позиция как-то связана с их психическим
устройством: есть люди-да, есть люди-нет. (Про
людей-да сейчас говорить не будем.) Так вот,
люди-нет в качестве первичной реакции всегда
транслируют критику. Чем ярче их впечатление, тем
она сильнее. И если в семье только и делают, что
занимаются “негативным аудитом” общественных
ценностей, это никогда не воспитает в ребенке
желания созидать. Обычно чем меньше человек
делает, тем больше у него остается сил на критику.
На мой взгляд, для того чтобы у ребенка
сформировалась установка “как надо“ жить, а не
“как не надо”, он должен увидеть в семье
подобную модель. Я искренне считаю, что даже на
примере собственной семьи можно показать
ребенку, что в его силах выстроить свой мир. Если
ребенку есть с чем сравнивать и есть где
поучаствовать, то он приобретет не только образ,
но и опыт созидания. Позже это будет его
камертоном.
Про родственников я думаю вот что. Каждый
родитель должен выбирать: либо он облегчает свою
жизнь, отдавая ребенка другим людям, и получает
неизвестно что, либо, терпя определенные лишения,
все же владеет ситуацией. Причем, если эти
лишения пережиты вместе с ребенком, это только
укрепляет отношения, а не разрушает их. Я вообще
думаю, что родители сильно переоценивают
стрессогенные факторы в развитии своих детей.
Ребенок страдает не от того или иного события, а
от того, насколько это событие является
экстраординарным в его опыте и его
представлениях. Если ни то, ни другое не
сформировано, то и стресса нет. Как пример. Когда
я была маленькой, мы жили в военном городке.
Холодную воду там давали по два часа в день.
Телевизор работал только в летнее время, а яйца
привозили один раз в полгода. Про такие
экзотические продукты, как творог или настоящее
коровье молоко, я не говорю. Думаете, я сильно
из-за этого страдала? Или другие дети чувствовали
себя несчастными? Нет. Для нас эта жизнь была
нормальной, потому что там не было жизни иной.
Благодаря отсутствию телевизора я перечитала
кучу книг из нашей библиотеки; отсутствие воды и
других предметов “роскоши” научило меня
укладываться в те ресурсы, которыми я
располагала; а обилие нового жилья, которое мог
получить любой человек, приехавший туда жить, не
сделало его ценностью, из-за которой можно
заключить фиктивный брак, стать обладателем
прописки и т.д.
В общем, все зависит от того, что вы заложите в
ребенке изначально. А общество... Оно ведь
действительно состоит из разных людей. И разных
идей. Я вот пыталась после вашего вопроса
определить приоритетные ценности сегодняшнего
общества и пришла к выводу, что сейчас, наверное,
большинство людей ищут опору – сильного, того,
кто знает как. А найдя, потом до хрипоты защищают
свой выбор. И другого выхода у них нет, потому что
тогда нужно признать, что их выбор был неудачным.
Что касается меня, то я недавно обрела новую идею
– про строительство своего дома. Теперь к
каждому человеку я мысленно прикладываю эту идею
и думаю: это житель моего дома или не моего? И все
встало на свои места.
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|