Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ

Нет проблем с теми, у кого их нет
Канал “Домашний” в начале пути

Недавно в программах телевещания появился новый канал. Называется он «Домашний». Просто, но, похоже, все-таки не без вызова всем прочим соседям по сетке вещания. Это можно сразу почувствовать, случайно наткнувшись на него, раздраженно переключая кнопки на пульте. Вспомните любой из своих вечеров перед ТВ-экраном. Какую кнопку ни ткни – обязательно появится либо бандит, в кого-то стреляющий, либо милиционер, кого-то преследующий, либо детектив, какое-то жуткое дело расследующий. Или война – то наша, то чужая. Иногда кажется, что нам показывают не художественные телесериалы, а бесконечную рекламу оружия, к которой прилагается еще и наглядный урок, как его «продуктивно» использовать.
На «Домашнем», как на неизвестной планете, все по-другому. Его общая интонация – интимная, успокаивающая, вкрадчивая. И фильмы тут совершенно иные. Вы попадаете в наивную атмосферу старых советских фильмов времен эпохи застоя. Вот совсем еще молодые Леонов, Ефремов, Чурсина, Табаков и прочие, прочие, прочие. Социалистическая стерильность во всем: нет откровенных эротических сцен, ненормативных слов, нет крови, изуверской жестокости. В своем большинстве эти фильмы не «золотой фонд» нашего кино (хотя показывает канал и такие), а его достаточно серый поток, сегодня уже никем не востребованный. Вы никогда не выбрали бы их для домашнего просмотра. Но, странное дело, оказавшись в контексте милицейских серий, эти ленты невольно останавливают ваше внимание. Какое-то, пусть и короткое, время вы не переключаете кнопку, отдыхая от зверских лиц, осатанелых глаз. И приходит ясное понимание: и прежнее искусственное благолепие, и нынешняя преувеличенная сериальная агрессивность – их можно определить одним и тем же термином – не искусство. Но хотя одно «не искусство» в принципе не лучше другого, на старых фильмах хотя бы есть патина времени, они все же несут какую-то информацию о прошлом нашей страны.
Впрочем, не фильмы занимают главное место в программах «Домашнего». По сравнению с другими каналами их здесь неожиданно мало. Нет на канале и бурных политических дебатов, горячих социальных сюжетов. За целый день можно не увидеть на нем ни одного известного «деятеля». Как и ни одной популярной эстрадной звезды. Текущая политика и шоу бизнес – за пределами интересов «Домашнего». Он, следуя примеру «Культуры» или «Спорта», выделяет из всех сторон жизни общества лишь определенную, свою.
Новый канал счастливо нашел на российском ТВ собственную, действительно свободную нишу. Его сфера – реально текущие будни, повседневные проблемы, с которыми обычные люди сталкиваются не тогда, когда узнают о решениях нашего непредсказуемого правительства или отправляются голосовать за кого-то, а в процессе домашнего, непубличного бытия. Канал обращается к самой начальной ячейке общества – семье и рассказывает вроде бы об очень простых вещах: как воспитать детей, создать уют в доме, добиться атмосферы добра и понимания в нем. Целой серией очень разных программ он учит готовить, шить, принимать гостей, выполнять всяческие домашние поделки, следить за здоровьем и красотой, возделывать свой сад-огород, украшать и обустраивать быт. И, оказывается, наблюдать, как мастер своего дела на ваших глазах превращает бесформенный материал в готовую вещь (будь то оригинальное творение кулинарного искусства, удобная полочка или быстро и ловко скроенное и сшитое платье), – занятие не только полезное, но и бесконечно увлекательное. А главное, оно заразительно, способно разбудить дремлющую фантазию и деятельную энергию зрителей.
«Домашний» приглашает к себе людей, чем-нибудь увлеченных, иногда современно-рациональных, иногда – обаятельных чудаков, которых, к счастью, все еще много. И через такие знакомства постепенно расширяется знание о человеческом мире, нас окружающем, разрушаются стереотипы, уходит замкнутость в узком житейском кругу. Этому помогает и программа «Нет проблем с доктором Курпатовым», где опытный психолог пытается помочь пациенту решить его проблему. Их диалог становится виртуальным уроком для тех зрителей, кто столкнулся с подобными трудностями, но не имеет смелости или возможностей реально обратиться за помощью. Мать и дочь, не способные самостоятельно восстановить утраченную гармонию отношений, молодой человек, испытывающий затруднения в общении с женщинами, – подобные темы, становясь объектом деликатного обсуждения, так не похожего на всякого рода экранные ток-шоу, помогают преодолению существующих в обществе комплексов. Происходит неким образом коллективное исцеление, снятие агрессии, недоверия, образуется зона покоя.
Удачной находкой стало и появление на «Домашнем» Павла Любимцева, давнего знакомого по циклу передач «Путешествия натуралиста». Он сменил прежний свой облик наивного и восторженного созерцателя чудес животного мира, этакого мистера Пиквика, оказавшегося в заморских странах: вместо бесформенной хламиды путника облачился во вполне цивильный костюм, лицо стало значительнее, взгляд сквозь очки – строже. Как актер он примеряет на себя новую роль: теперь он – «городской путешественник», рассказывающий о жизни в других городах, о замечательных творениях рук человеческих. Он наш эрудированный и, как прежде, увлекающийся гид, проводник в мир культуры, истории, архитектурных чудес…
Словом, мне кажется, у «Домашнего» есть все основания, постепенно расширяя тематику передач, завоевать внимание многомиллионной аудитории, стать не просто еще одной краской в спектре российского телевещания, но и неким полемическим противовесом, с которым придется считаться.
Однако этому так легко помешать. Уже появилось тревожное «но». Понятно же, что такой канал – желанная среда обитания для всякого рода рекламы. Уже сейчас ее количество на «Домашнем» удручающе велико, будто он и создавался со специальным намерением открыть для нее широкий выход на самую «покупающую» аудиторию. Кроме рекламы открытой – тут необозримые возможности для рекламы тайной, не облеченной в слова, но зато визуально энергично воздействующей. Ведь любой предмет бытового или профессионального назначения, вполне невинно появившись на экране, может вызвать у зрителей непреодолимое желание иметь его в собственном обиходе. Сможет ли, захочет ли канал противостоять такому вполне реальному давлению рекламы, покажет будущее. Покажет оно еще и другое: на кого, собственно, он ориентирован. «Домашний» – вроде бы ясно. Но что общего между «домашностью» жителей московских пятиэтажек, скромных обитателей провинциальных российских глубинок и «домашностью» тех, кто может приобрести особняк или огромную (в несколько сотен метров) квартиру в дорогой новостройке? Между семьей, у которой проблема, что бы еще такое купить покруче, и той, которая постоянно думает, где найти средства, чтобы обеспечить себя самым необходимым. Если канал не оценит всю остроту этой проблемы сегодня и не сделает социально-точного выбора, то под давлением могущественных рекламодателей он неизбежно переродится в телевизионный вариант дорогих гламурных журналов. И значительная часть аудитории (смотри статистические данные) будет видеть в нем не своего друга и собеседника, а лукавую социальную грезу про райскую жизнь кучки богатых, не имеющую точек соприкосновения с обыденной жизнью большинства населения страны. И душевная, теплая, личностная интонация, которая звучит на «Домашнем», останется лишь интонацией, чем-то вроде дежурной американской улыбки.
Наверное, не стоило бы писать о перспективе печальной в самом начале хорошего дела. Но, к сожалению, опасность слишком реальна, и она уже явно не столь далека. Самое время либо преодолеть искушение, либо…

Римма КРЕЧЕТОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru