Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ

Восемнадцать способов заработать
И это не предел, если дети и взрослые вместе учатся хозяйствовать

Станция Анциферово располагается между Москвой и Петербургом, в полутора часах езды от Бологого. А область – Новгородская. Педагогический маршрут из Новгорода в Анциферовскую школу проторен давно. Ездят туда-сюда профессор педагогического университета, директор школы, председатель районного комитета образования, учителя, дети…
Зачем? Об этом рассказывают директор Валентина РЫЖЕНКОВА и куратор проектов школы, председатель комитета образования Хвойнинского района Валентина ЯКОВЛЕВА.

Песня о встречном

Сейчас у нас федеральная экспериментальная площадка. А начиналось все с клуба «Диалог». На станции Анциферово, прямо на вокзале, мы устроили рабочий зал, место встреч школьников с успешными и влиятельными людьми района: экономистами, финансистами, сотрудниками администрации, работниками культуры. Требование к участникам встреч выдвигалось одно: создать открытую ситуацию, остро поставить проблемы. Получился передвижной клуб. В него охотно вступало и взрослое анциферовское население. И надо было как-то развиваться. Тогда мы попросили педуниверситет о научном сопровождении программы. И с тех пор пошла в нашей школе совсем другая жизнь.

Лоток предпочтительнее магазина?

Создали общество цивилизованных производителей услуг. Стали заниматься торгово-закупочной деятельностью. И сразу же первое «стоп»: в магазине обязательно должен быть кассовый аппарат. Это мы узнали, когда работой школьного магазина заинтересовалась налоговая инспекция. В магазине, оказывается, нужен, а на лотке не нужен. Значит, школьный лоток.
Пошли по самому примитивному пути: закупали в Новгороде – где подешевле разведали – оптом канцелярские товары, тетради разные и продавали их ребятам с лотка прямо в школе с минимальной наценкой. Продавцами были ребята. Они на практике познавали премудрости торговых операций, узнавали о стоимости, цене, прибавочной стоимости. Карандаш первоклассник может в кредит взять, если старый сломался, или точилку, чтобы заточить. В поселковом магазине малышу в кредит ничего не дадут, а в школьном – пожалуйста. Удобно всем. И интересно. Тот, кто продает, кредитную книжку заводит, записи делает.
Потом мы поняли, что такую же лавку можно организовать с продуктами. Сделали отдельную витрину и стали возить из Новгорода в Анциферово по оптовым ценам сахарный песок, макароны. Учителя у нас сколько зарабатывают? Столько, сколько везде. Поэтому они охотно покупали для себя и своих родственников и знакомых макароны с витрины школьной лавки. Так появилось предприятие «Лавка». Хотя дело, конечно, не в продуктах.

Какая школа без пирожков!

Третий наш проект тоже оказался питательным. Пирожки. Пекут их где-то там и в школу привозят. Сами попробуем пирожки печь! И группа ребят с учительницей берутся выяснить, какие пироги пользуются у школьников спросом. Оказывается, с малиной и морковкой. Составили калькуляцию расходов. Начали печь. Продавать. И вот уже подсчитываются доходы от проекта «Буфет». Распределяются вырученные деньги.
И опять дело не в выручке, а в тех изменениях, которые происходят в детях, занятых полезным, интересным и прибыльным делом. Они и к учебе относятся ответственнее. И к старшим уважительнее. Лучше делаются.

Наш отряд хочет видеть поросят

Завести натуральное хозяйство и кормить школу у нас получилось. Но хотелось устроить настоящее рыночное производство. Способны ли к этому педагоги? Теперь мы уверены: не надо бояться некомпетентности. Малознание иногда тоже сильно помогает в жизни.
Мы так подумали: мяса кто больше дает? У кого большой приплод? И решили купить свинюшек. Купили поросят на вырост и стали откармливать. И тут вдруг узнаем, что детей в школьной столовой нельзя кормить свининой! Ошиблись! Что делать? Однако если бы не эта ошибка, не состоялся бы проект «Мини-свиноферма».
Когда нас просветили, мы задумались: не выкидывать же таких симпатичных хрюшек! Надо продавать. Продали. А одну, самую крупную симпатичную хрюшу оставили. Купили ей вровень кабанчика. Свиньи быстро росли, были прямо как баскетболисты, если вертикально встанут у изгороди, под два метра. Ребятам не по силам с ними управляться. Приняли на работу в школу одну из жительниц поселка, придумали, как ее трудоустроить. Чтобы и с точки зрения закона, и со свинячьей точки зрения все было грамотно. И пошли тут у нас поросята. Чистые, упитанные, веселые. И все прививки им сделаны, и медицинские «книжки» у них в порядке.
Стали жители поселка у школы поросят покупать для своих подворий, даже из райцентра Хвойнинского за нашими поросятами приезжают.

Мозги у них по-другому устроены

Предпринимательская жилка в каждом есть. Но не у всех есть привычка обустраивать свою жизнь с удобствами и со вкусом. Мы прививаем эту привычку.
Вот школьный автобус приехал утром в поселок, привез ребят на уроки. Вечером развез всех по домам. Приходят в школу сельчане, просят: все равно машина простаивает, отвезите нас в райцентр, мы заплатим. Обратились к ребятам: что будем делать? Ребята предложили: давайте продавать в школе билеты на автобус. Составили калькуляцию. Прибыль – на бензин.
Так у нас появился проект «Интеллектуал». Дети думают: на чем еще можно зарабатывать деньги? Они видят школьный мир внимательнее и подробнее, чем взрослые. На первом же сборе выявили восемнадцать возможностей заработать, оказывая платные услуги. Практически любой школьный проект можно сделать «немножечко платным», не только дискотеку или видеотеку.
Это мы, взрослые, – люди из прошлой жизни. Пятого и двадцатого за зарплатой приходим. За стабильной, что бы и сколько бы мы ни делали – плохого и хорошего, вредного и полезного. Они же о выгоде думают.

Если хорошенько посмотреть вокруг

Многие проекты родились по воле случая. Как-то мы решили собрать все проекты на конференцию, чтобы посмотреть, что же получилось. На конференцию пригласили гостей из Хвойнинской художественной школы. Ребята приехали, развесили и расставили свои работы. И что же? Эффект был такой: ребята вдруг вспомнили, что их анциферовские дедушки, бабушки, а у кого-то мамы, папы тоже занимаются художественным творчеством. Их работы вытащили из домов, из пыльных чуланов и принесли в школу.
И так всегда: вокруг каждого дела увидишь много такого, что можно назвать скрытыми потенциями окружающего пространства. Из выставки, созданной после конференции, естественным образом вытекла идея проекта «Музей». А ведь если собрать историю села, проявится, как на фотографии, прошлое школы. Еще одна опора в кооперации усилий.

При одном обязательном условии

Все время чувствуем какое-то благоприятствование нашим проектам. Но жизнь не сказка. И мы должны признаться, что в основе всего лежала долгая и трудная работа по изменению сознания учителя. Так работать можно только в школе, в которой учитель рефлексивен, открыт для диалога с миром, не замкнут на своем предмете. Когда такого учителя поддерживают администрация, родительская общественность и органы власти. Потому-то сначала и был «Диалог», чисто коммуникативный проект.
Жизнь показывает, какие проекты живут, а какие нет. Значимые для людей живут. Но меняются учителя в поселке, одни ребята вырастают, другие подрастают. Приезжают молодые учителя. И всегда выходит так, что проект идет от человека. От его интереса. Например, только сейчас зашла речь о туристическом проекте. У нас необыкновенная территория: карстовые озера, стоянки первобытных людей, храм уникальный… Составим бизнес-план, напишем письма в школы и будем приглашать школьников других городов в путешествие по нашему краю.
А бонусом к экскурсии будет наше педагогическое кредо: каждому дать шанс стать активным по отношению к окружающему миру. Не стоит ждать, когда мир вспомнит о тебе. Может и не вспомнить.

Записала Евгения СОКОЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru