Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 87 
 

Павел СКВОРЦОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики преподавания биологии
Московского института открытого образования

Затишье перед бурей: рынок учебной литературы по биологии

Фото В.СТРОКОВСКОГОНынешнюю ситуацию на рынке учебной литературы – как по биологии, так и по другим предметам – можно назвать затишьем перед бурей. В прошлом учебном году ситуация определялась и, вероятно, будет определяться в будущем году несколькими обстоятельствами.
Изменился порядок экспертизы учебных изданий. Федеральный экспертный совет, ведавший экспертизой учебников, перестал существовать. Его функции целиком перешли двум весьма уважаемым организациям: Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). Теперь они, а не Министерство образования и науки будут отвечать за качество учебников. Что и говорить, идея здравая: РАН стоит на переднем крае отечественной науки, а РАО с 1943 года изучает, как правильно образовывать подрастающее поколение. Другой вопрос, что от экспертизы в предложенном виде оказались отстраненными школьные учителя. Если в предыдущей версии экспертного совета как минимум треть каждой предметной секции составляли работающие в школе педагоги, то теперь мнение учительства вообще не учитывается. Человек, которому непосредственно работать с проходящим экспертизу учебником, оказался в стороне. Как-то недемократично получается.
Впрочем, это предварительные опасения. Новый механизм экспертизы еще не заработал в полную мощь, поэтому нужно подождать результатов. Конечно, в неопределенной обстановке большинству издательств показалось уместным продолжать выпуск уже имеющейся литературы, а не открывать новые проекты. В условиях, когда прежней экспертизы уже нет, а новая еще не работает, вполне здравое решение.
Другое обстоятельство состоит в том, что для большинства имеющихся изданий подошел срок «переэкзаменовки». Такое случается один раз в пять лет, когда заканчивается действие министерского грифа «Допущено» или «Рекомендовано». В этот момент основные силы издательств направлены на работу по подтверждению уже имеющихся допусков и рекомендаций.
Наконец, последняя причина, позволяющая считать нынешнее состояние на учебном рынке затишьем перед бурей, – это введение с 2006/07 учебного года новых государственных образовательных стандартов, которые будут действовать ближайшие 10 лет (в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании»). Ситуация со стандартами пока неясная, поскольку не пройдены все необходимые юридические процедуры для того, чтобы они начали действовать. Однако уже разработан новый Базисный учебный план (БУП), по которому, начиная со следующего учебного года, должны будут заниматься все школьники от Калининграда до Владивостока.

Что нам готовит новый БУП?

Новый БУП предполагает весьма интересное изменение в условиях обучения биологии. Самое главное – сокращение изучения биологии в 6 классе. С будущего учебного года учащиеся согласно этому плану будут изучать биологию в 6 классе один урок в неделю (впрочем, как и географию). Разумеется, такой подход вреден. Вредность его заключается вовсе не в сокращении времени изучения биологии. Этот проект весьма опасен тем, что потребует перестройки всего биологического образования.
Если мы сравним содержание обязательного минимума биологического образования 1998 г. и нового государственного стандарта, то больших отличий в объеме получаемых учеником знаний не найдем. А время сокращается на один час: с восьми недельных часов за четыре класса (6–9) до семи недельных часов. Значит, вопреки желанию авторов стандарта уменьшить нагрузку на школьника она, напротив, возрастет. Материал, не изученный в силу отсутствия времени в 6 классе, будет перераспределен на другие классы. Это, в свою очередь, потребует пересмотра последовательности изучаемого материала. Значит, надо пересматривать программы, переписывать все учебники.
Возникает вопрос: а требует ли реальная школьная практика подобных почти революционных преобразований? Мы ведь только отошли от шока, вызванного развалом советской системы, пришли в себя, выстроили новый курс биологии. А нам предлагают снова все порушить и начинать с нуля. Представляется, что для спокойных первых лет XXI века ураганы середины–конца 90-х годов прошлого столетия уже ни к чему. Время революций закончилось, работать надо, строить, созидать…
Понятно, что в описанной ситуации издательства, которые предложили уже свои образовательные линии для школы и по учебникам которых обучаются школьники России, испытывают замешательство. Новые программы и учебники можно написать довольно быстро. Однако где школе взять средства на приобретение новых учебников и пособий? Не за родительский ли счет? Как видим, одно непродуманное до конца нововведение провоцирует лавину непредвиденных трудностей, образовавшихся буквально на ровном месте.
Между тем остаются актуальными задачи биологического образования, осознанные в последние десять лет: необходимость практической ориентированности курса биологии. На протяжении последних трех лет во время московской городской олимпиады по биологии подавляющее число олимпийцев прекрасно рассказывают о том, как протекает процесс фотосинтеза в тилакоидах гран хлоропластов листа, однако не могут не то что продемонстрировать, но даже рассказать об экспериментальном подтверждении образования крахмала в листьях на свету. А самым сложным заданием для московских интеллектуалов оказывается определение основных пород деревьев, которые растут в нашем московском регионе: не отличают они тополь от липы, а березу от осины.
И каков же итог обучения биологии, если лучшие из учеников не знают родной природы? Они готовы часы напролет изучать серьезные книги по биологии, забывая, что главным в науке является экспериментальное доказательство. В свое время известный отечественный этнограф и этнолог Л.Н.Гумилев дал весьма точную характеристику школьного образования: «Школьное образование, несовершенное само по себе достижение романо-германской (читай западноевропейской) культуры, при механической пересадке его в иную среду приносит более вреда, чем пользы. Годы, затраченные на освоение школьной программы, часто лишают детей необходимых для повседневной жизни навыков и дают информацию, в жизни неприменимую и потому неизбежно забываемую» (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии, с. 37). Все учившиеся в советской школе, построенной по лекалам немецкой школы XIX века, наверняка согласятся с академиком, вспомнив уроки химии, физики, истории и проч.

О важных новинках

Сейчас как никогда оказалась востребованной биологическая литература, направленная на изучение родной природы. Городские дети, особенно дети мегаполисов, лишены возможности общения с естественной для человека средой обитания. Поскольку есть социальный заказ, то появилось и предложение. На фоне затишья особенно ярким становится появление новых учебников, содержащих отличные от прочих подходы. Речь идет о двух создаваемых линиях: издательства «Баласс» – авторский коллектив под руководством А.А.Вахрушева и издательства «Мнемозина» – авторский коллектив под руководством Д.И.Трайтака. Линии эти не закончены, но значительно выигрывают по сравнению с остальными – законченными линиями.
Линия издательства «Баласс» построена в соответствии с авторской программой начиная с 1 класса. Для начальной школы этим коллективом написан цикл учебников и учебных пособий «Мир и человек». Затем авторы вместе со школьниками продолжили линию, написав учебник для 5 класса «Земля и люди», а сейчас к ним добавились учебники для 6 класса «О тех, кто растет, но не бегает» и для 7 класса «От амебы до человека».
Нетривиален сам подход к написанию линии: один и тот же коллектив авторов постепенно пишет для школьников, которые начали обучение в 1 классе, а теперь доросли уже до 7-го. Линия создается постепенно, как бы вырастая вместе с детьми.
Явление, когда одни и те же авторы пишут и для начальной, и для средней школы, в нашей стране уникальна. Подавляющее число современных учебников, объединенных в одну образовательную линию, представляют собой весьма разношерстное собрание, поскольку в силу обстоятельств писались одновременно разными авторами без кропотливой работы по соединению разных частей в действительно единую систему. Отсюда и неравномерность в изложении большинства образовательных линий, которыми в настоящее время приходится пользоваться учителям.     
Однако прошло время, ситуация стабилизировалась, и на смену быстро собранным разнокачественным по своему внутреннему строению учебникам начинает приходить новое поколение учебной литературы – с плавными логическими переходами от одного раздела к другому, где есть ссылки на информацию учебника предыдущего года изучения.
Первой ласточкой по-настоящему нового поколения учебной литературы и является линия А.А.Вахрушева.
Поскольку это первый опыт, то к нему есть некоторое число замечаний, большая часть из которых легко устранима. Главным же препятствием для использования линии в массовой школе является ее жесткая увязка с особой образовательной системой «Школа-2100». Все учебники и учебные пособия авторского коллектива под руководством А.А.Вахрушева можно использовать только в рамках названной образовательной системы. С этой точки зрения линия в отличие от уже существующих не является универсальной.
Вторым препятствием использования этой линии в школах служит, как ни странно это прозвучит, ее неоконченность. То есть главный плюс – неторопливость написания – одновременно является минусом с точки зрения возможности выбора. Школа выбирает всерьез и надолго, поэтому предпочтение отдается законченным линиям. Вместе с тем устранение данного препятствия – вопрос времени.
Линия учебников и учебных пособий, которые написаны авторским коллективом во главе с Д.И.Трайтаком и издаются «Мнемозиной», тоже пока не окончена. В настоящее время на книжных развалах можно встретить только два учебника из пяти, имеющих гриф «Допущено» Минобразования РФ и внесенных в Федеральный перечень, а именно: учебник для 6 класса по биологии растений (Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники) и учебник для 7 класса по биологии животных (Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология. 7 класс. Животные). Пока более активные на рынке издательства создавали новые линии, жертвуя качеством во благо скорости, это издательство выпустило лишь два учебника. Однако в них оказались учтены многие недочеты учебников нового времени.
Отличительной особенностью имеющихся учебников является в первую очередь грамотный, четкий, легко запоминающийся текст. Очевидно, что авторы неоднократно прочитывали его с карандашом, выверяя наиболее удачные формулировки.
Второй отличительной особенностью учебников линии Д.И.Трайтака являются иллюстрации, не занимающие много места, но весьма информативные. Подобного подхода к рисункам учебника пока не наблюдалось ни в одной из существующих линий. Иллюстрации не просто обслуживают текст, они становятся самостоятельной информацией, по ним легко составить рассказ. Для нынешних детей, выросших на комиксах, подобный подход более привычен, чем традиционный подход к оформлению школьных учебников биологии. И здесь авторы с издательством угадали.
Но главной неожиданностью стала хорошо заметная практическая направленность учебников. Вся информация биологического характера предлагается через призму взаимоотношений человека, человеческого общества и природы. Для детей, не имеющих возможности изучать живую природу в естественных условиях, должно быть предоставлено право хотя бы прочитать об этом в учебнике. Условно говоря, дети должны знать, почему подорожник пишется с одним «д», а не с двумя.
Практико-ориентированный подход – целиком заслуга руководителя авторского коллектива профессора Д.И.Трайтака, всю свою педагогическую деятельность не устающего повторять, что ученик, не узнающий растения и животных родного края, не знает биологии.
В настоящий момент в развитии характеризуемых линий наступает знаковый момент: написание учебника для 8 класса – учебника по биологии человека. В настоящее время приемлемого учебника по биологии человека для восьмиклассников просто нет. Этого факта не умаляет одновременное существование на рынке литературы шести разных учебников по биологии человека.
Дело в том, что писатели данных учебников не учли одного важного обстоятельства: обучаются по ним не девятиклассники, а восьмиклассники. На первый взгляд проблемы нет – поменять номера классов, и учебник готов. Тем более что подобное в 80-х годах было. Тогда, правда, прибавили год, и учебники для 8 класса авторов А.М.Цузмер и О.Л.Петришиной в одночасье стали учебниками для 9 класса. Сейчас меняем обратно – и вроде бы все в порядке.
Однако фактическое понижение возраста школьников, изучающих биологию человека, поставило перед учителями и методистами ряд очень важных проблем, которых раньше вообще не было. Например, в 8 классе школьники только приступают к изучению химии, поэтому использование химической терминологии вроде «аниона», «катиона», как и написание уравнений химических реакций, невозможно. Если в 9 классе школьники одновременно знакомились с закономерностями электролитической диссоциации и изучали состав плазмы крови, где эти закономерности практически применялись, поэтому такие понятия, как «буферная система» или «кислотно-щелочной баланс», были для школьников хотя и сложными, но вполне доступными для восприятия, то в 8 классе внятного объяснения подобным понятиям дать невозможно из-за неподготовленности учащихся.
Та же история с физикой, которую школьники начинают изучать в 7 классе, но к серьезным понятиям переходят лишь в 9-м, поэтому в 8 классе ее почти не знают. Во всяком случае, понятия статической и динамической работы, необходимые для правильного понимания работы мышц, им еще не известны.
Психологические особенности ребенка таковы, что пик подросткового периода приходится на конец восьмого – начало девятого класса.
Писать учебники по биологии человека для восьмого класса становится очень трудным занятием: нужно найти форму изложения, вписывающуюся в систему изменяющейся личности подростка, который неожиданно для себя открывает массу интересных вещей. Оказывается, он индивидуален, он не похож на других, у него может быть свое мнение, оно может быть отлично от мнения окружающих. Вот бы показать в учебнике биологии всю палитру изменений! Но для этого нужно быть грамотным психологом, отойти от анатомических и прочих физиологических подробностей, сконцентрироваться на формировании личности как объективном процессе. Все названное отсутствует в учебниках для 8 класса. Есть там сухая анатомия, не менее сухая физиология, а жизнь кипит за пределами школьного учебника, да и стен школы.
Хотелось бы верить, что новым учебникам биологии для 8 класса удастся найти компромисс между требованиями программы и возможностями восьмиклассников. Во всяком случае, предварительное знакомство с линиями издательства «Баласс» и издательства «Мнемозина» внушает эту надежду.

Будьте бдительны!

Другим знаковым событием на рынке учебной литературы по биологии следует считать появление «решебников» к учебникам биологии, то есть книг, где собраны примерные ответы на вопросы после параграфов школьного учебника биологии.
Вся текущая за стенами школы жизнь требует от ребенка: «Не думай!». Достаточно вспомнить содержание рекламных роликов или текстов современных молодежных песен. Бездумным человеком легко манипулировать, он управляем. Заставить его считать правильным нужное кому-то решение не представляет трудности. Но хотите ли вы для своих детей такого будущего?
Главная задача, которую ставит перед собой нормальный, желающий работать учитель, – научить детей мыслить. Для этого следует ставить учеников в положение, когда для нахождения решения нужно напрячься, подумать, предложить нестандартное решение. Появление «решебников» по биологии обессмысливает всю работу педагога. Зачем думать, если есть готовые ответы?
Можно объяснить, когда подобная литература появляется по математике, физике и химии, где ответ может быть однозначным, он легко алгоритмизируется. По биологии, равно как по литературе, истории, географии, ответ на вопрос предполагает высказывание точки зрения при обязательном знакомстве с другими точками зрения. Не может быть однозначного ответа, скажем, на вопрос «Что такое вид?», поскольку в школьных учебниках разных линий даются разные определения этого понятия в отличие, напоминаю, от алгоритма решения задачи. Предлагая «решебники» по биологии, мы лишаем ученика права на собственную точку зрения.
Естественные науки в школе изучаются уже более 200 лет, накоплен богатейший опыт обучения. Казалось бы: что бы сейчас ни происходило в этой области, всегда можно найти аналогию и решения в прошлом времени. Но сегодняшнее состояние биологического образования как никогда можно определить фразой: «Скучно не будет!». И очевидно, это касается не только биологии…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru