Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МЫСЛИ ВСЛУХ 

Сегодня еще лето, а послезавтра – осень, сентябрь, школа.
Никогда смена времен года не происходит так точно и вдруг, как 1 сентября.
Они встанут непривычно рано. И пойдут по дорожке в новых ботинках и туфельках.
Вокруг красиво-красиво, а свет по-новому пронзительно-желтый.
А может, это и есть тот самый миг? И в этом состоит секрет человеческого счастья?
Идти и точно знать, что дома тебя любят, а в школе ждут.

Анатолий БЕРШТЕЙН

Крылья для полета и компас вместо путеводителя

В воспитании есть только несколько обязательных “нет”. Ибо “да” у каждого свои

На долгом пути активного вмешательства в чужие судьбы близких и «подшефных» нам людей мы привыкаем, с одной стороны, к ощущению всемогущества, с другой – беспомощности и бессмысленности.
Мы устаем от иллюзий, но продолжаем надеяться. Потому что первые всегда развеиваются, а вторые иногда оправдываются. Из несбывшихся иллюзий мы извлекаем уроки, а из сбывшихся надежд – опыт.
Какие главные уроки? Что мы не всесильны. Что мы не знаем на самом деле, как правильно. Что всегда хотим как лучше, но обязательно ошибаемся. Потому что нет идеальной педагогики. А иногда и педагогики вовсе. Подчас одни миражи воспитания. И мало что случается благодаря нам.
А какой же приобретаем опыт? Что ничего тем не менее не происходит вопреки нашим стараниям. И несмотря на все уроки и опыт, надо не забывать верить в чудеса, помня, что их не бывает.
…Есть, собственно, три вектора развития человека: вверх, вглубь и вширь. Кому что больше в данный момент нужно.
И все-таки на что способно воспитание? Что может (или не может) создать, а что только восстановить, снимая с человеческого шедевра наросты дурных влияний?
Вариант ответа: воспитание развивает то, что есть, но не создает того, чего нет. В конечном итоге воспитание научит говорить «спасибо», но не сможет научить чувствовать благодарность.
Воспитание – только крылья, а не обучение полету, компас, а не путеводитель.
Оно конечно же принуждение, но в рамках возможностей отдельной личности. Без максимальных нагрузок. Только шаг за шагом, с похвалой. Прочел книжку – отлично, сходил в театр – молодец, сдержал слово, пересилил себя, смог – прекрасно, умница... Но если не получилось, тоже ничего страшного – нормально. Получится потом... Или не получится. Главное, чтобы ребенок не ощутил потерю внимания к себе; чтобы не закралось подозрение: как ученик я не состоялся, а как человек неинтересен.
Воспитание призвано давать, а не отнимать, созидать, а не разрушать.
Воспитание не имеет особых примет, но оставляет знаки.
Воспитание не эликсир жизни. Скорее прививка от заразных болезней, но без стопроцентной гарантии.
Чтобы успешно воспитывать, то есть смягчать нравы, помогать в детстве и передать то, что потом пригодится в жизни, нужно запомнить всего лишь несколько простых, банальных правил. Точнее, несколько обязательных «нет», ибо «да» у каждого свои.
Нет воспитания без любви. Как нет воспитания без боли.
Нет воспитания без риска и сомнений. Потому что нет идеального, «правильного» воспитания.
Нет поточно-конвейерного способа воспитывать и учить. Потому что каждый ребенок уникален.
И нет рассудочного воспитания, без эмоций. Потому что воспитатель понимающий, но не переживающий на самом деле ничего не понимает.
Воспитание в конечном итоге не меняет сущности человека, но влияет на его судьбу, не гарантирует результата, но ни для кого не проходит бесследно.
Воспитание обитает между природой и судьбой, живет само по себе, олицетворенное в учителе.
Не самое существенное дело в жизни, но без него нельзя обойтись.

Знак положительный или отрицательный?

В нашем сознании понятие воспитания, воспитанности прочно связано с чем-то обязательно положительным.
Вот что, например, писал Чехов в письме к младшему брату Николаю, которого считал воспитанным человеком. Воспитанные люди, по Чехову, в первую очередь уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, терпеливы, уступчивы… Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они чистосердечны и как огня боятся лжи… Они не рисуются, не пускают пыли в глаза… Не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они горды своим талантом, сознавая, что призваны воспитывающе влиять…
Но почему мы считаем, что воспитанный человек – это обязательно хороший человек? Кто сказал, что воспитание – однозарядный процесс со знаком плюс? Разве мы не говорим о плохом воспитании, и это отнюдь не всегда означает его отсутствие. Воспитание – это как кому повезет: хорошее помешает опуститься, дурное – стать человеком.

«Чистая доска», натертая воском

Мнение, что ребенок – чистая доска, на которой можно все написать, старое и спорное. Или бесспорно неправильное, если верить хотя бы Юнгу, который говорил, что психическая структура ребенка в своем подсознательном состоянии – все что угодно, только не tabula rasa. Скорее гербовая бумага с водяными знаками, на которой пока неразличимы ее достоинства.
Строго говоря, то, чем занимаются воспитатели, – это перевоспитание. Но известно, что даже левшу переучивать вредно, что происходят какие-то нежелательные психические изменения. Значит ли это, что так же опасно вообще переделывать человека?
…Чешский писатель Людвиг Ашкенази в одном из своих рассказов писал: “Дети, дружище, – все равно что воск. Что из них вылепишь, то и получится. Орел или пресмыкающееся. Только рука должна быть нежной и твердой”. Но как раз доска, натертая воском (одна из распространенных детских шалостей), непригодна для письма. И вообще оптимистическое утверждение о всесильности воспитания есть плод очень сильного желания или большой самонадеянности. Или личного опыта.
Но тогда это не столько воспитание, сколько судьба.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru