Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ

Благославенны путешествующие, ибо...
Записки с обочины дороги

Им нравится ехать неизвестно куда, лишая себя комфорта, еды и сна, жить как придется, общаться с кем получится. Имя им – стопщики.

…Страшновато полагаться на себя и на судьбу, не имея планов и расписания. Но вера в удачу, в провидение очень обогащает и наполняет жизнь.
Есть категория граждан, которые просто знают: когда сойдет снег, надо все бросить и уехать. Куда? Да куда угодно. Чаще всего в теплые края. И это вовсе не тунеядцы, не сумасшедшие люди, не преступники. Это люди, которые не могут жить без движения. У них свой ритм жизни, который не зависит от ритма городов. У них два сезона: зимовка и приключения. А дорога – способ их существования.
Купить билет и поехать куда угодно – понятно, привычно, комфортно и чаще всего стабильно: транспорт прибывает в нужные пункты по расписанию. Всегда можно представить себе, сколько времени займет дорога, чем заняться в пути и даже примерно нарисовать в своем воображении соседей в зависимости от того, каким классом вы хотите добираться. Наш же путь незнакомый, пугающий, интересующий. Для него не нужны билеты и даже деньги не нужны. Когда я еду автостопом, я никогда не знаю, сколько времени займет дорога, кто и что встретится мне в пути. Я не могу предположить, где застанет меня ночь, и рассчитывать могу лишь на себя и на провидение. Если подумать, то это и есть настоящая жизнь, проходящая через меня, а не обходящая стороной.

…Трасса – это средство передвижения, жизнь и религия. Я не преувеличиваю, трасса – это все. И понятно, что встречаются на трассе разные люди. Цели и занятия у этих людей разные, но ведь на то она и жизнь, чтобы в ней соседствовали разные миры. Живущим в городах непонятно, что хорошего может быть на пыльной дороге, по которой несутся машины. Людям трассы понятно, что в городах жизни нет. Трасса учит, дает ответы на вопросы, показывает чудеса и воздает по заслугам. Там мистика, и там реальность. Там грязь, но там и чистота.

…Дорога срывает маски и показывает, кто есть кто. Она создает преграды, навязывает лишения и щедро одаривает. Все это может восприниматься как поэзия, как слова наивного романтика. Для человека, не отведавшего вкуса трассы, это и есть лишь слова, но шагнувший на трассу знает: это своя вера. Тут свои приметы. Нельзя, например, ночевать в стогу сена. Увидеть красный «Запорожец», движущийся в нужном направлении, – к удаче и легкому пути. Нельзя выходить в путь раздраженным, в плохом настроении. Ни в коем случае нельзя ни на кого обижаться, если долго не подвозят. Это означает, что надо решить что-то в себе, найти важный вопрос и ответ на него. Везет тому, кто оптимистичен, расслаблен и благодарен жизни.
…Теперь, наверное, вы вспомнили историю двадцатого века: свободную Америку шестидесятых, детей цветов и рок-н-ролла, Джека Керуака? Но, ей-богу, дело не в идеологии, не в субкультуре, не в группировках или о чем там еще принято говорить в контексте подобных явлений. А в потребности человека быть свободным и передвигаться. Во все времена существовали бродяги, путешественники, кочующие артисты и музыканты, искатели приключений и счастья, странствующие философы. И во все времена люди, которым незнаком вкус дороги, не могли их понять. Счастье трогать руками землю и чувствовать ее, сажая цветы на маленькой клумбе, узнавать новых людей и понимать, как устроена их жизнь… Всегда есть шанс задержаться в том или ином селении, переночевать в понравившемся лесу. Можно сколько угодно купаться в открытом тобою озере, а если подвернулся спутник, всегда можно изменить маршрут. Ты свободен.

…Водители говорят: «Сейчас мало кто подвозит, вот раньше…» Самое смешное, что они же и подвозят! Есть, конечно, равнодушные люди, но много тех, кто идет навстречу: подвозит, с удовольствием помогает.
Однажды от Орла до Тулы меня вез на «девятке» один бизнесмен. Сначала он говорил, что смысл существования в зарабатывании денег. Через пятнадцать минут оказалось, что этот человек – отставной офицер, в конце девяностых он оставил свой бизнес и отправился в Чечню – только потому, что увидел старушек с лопатами, защищавших свой подъезд от террористов…
Как-то в районе Курска мы долго стояли на трассе. Стемнело, собрались тучи, и машин не было. Мимо проходил мужчина и сказал, что сейчас начнется дождь и что если мы не уедем, можем зайти к нему вон в тот дом, и он нас накормит и уложит спать. Дождь начался через пять минут, и мы моментально промокли. Вариантов не было, и мы пошли к нему. Он встречал нас с открытой дверью. Быстро собрал ужин и извинялся, что не может достойно нас принять. Это был русский мужчина, большую часть жизни проживший на Кавказе, где гостеприимство – главный козырь. Он попал туда на службу в армию, потом женился, заработал немалые деньги и, как водится, от этого и пострадал. Потеряв все и расставшись с семьей, он вернулся в Россию, чтобы начать жизнь с белого листа. И будучи уже в возрасте, приближающемся к пятидесяти, снова встал на ноги, построил себе дом, наладил собственное дело и стал помогать местным бомжам, давая им работу и кров.
И часто случайно встреченный человек рассказывает вдруг историю всей своей жизни, которая заслуживает того, чтобы стать целой книгой, фильмом или спектаклем. Но нигде – ни по телевизору, ни в кино, ни в книге – вы не сможете пережить ее как событие вашей личной жизни, как подарок судьбы, посланный путешествующему.

Ольга ХОТИМСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru