Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49 
РАЗГОВОР С УЧИТЕЛЕМ 

Нина ИВАЩЕНКО,
беседовала Елена КУЦЕНКО

Профессионал умеет работать без гнева и пристрастия

Войти в положение ученика гораздо продуктивнее, чем кипеть благородным негодованием

Совсем скоро пройдут августовские педсоветы, школа начнет входить в деловой ритм: планы, расписание уроков, нагрузки. Но пока еще есть время не торопясь поразмышлять и поговорить о трудных, счастливых и безрадостных приметах нашей профессии. Сегодняшний наш собеседник – Нина ИВАЩЕНКО.

– Вот уже который год кажется: никогда не было у учителя такого сложного положения. С одной стороны, общественное мнение, с другой – проклятие всеобуча, то есть полное бесправие. Но изменение общественного мнения – это дело десятилетий. Отмена всеобуча тоже далека, как царствие небесное. Из этих реальных обстоятельств и приходится исходить, строя свои отношения с учениками. Как принято теперь выражаться – исходя из внутренних ресурсов.
   
– Опять расчет на учительский энтузиазм? Сколько же можно? Кажется, что ресурсы эти давно исчерпаны…
– Ресурсы есть, и немалые. Прежде всего искреннее желание добра ученику без всякой примеси собственной выгоды – качество по теперешним временам редкое. Профессиональное умение находить, иногда, как в потемках, нащупывать психологический контакт, пробиваться к сознанию ученика сквозь равнодушие, озлобленность. И главный наш рабочий инструмент – культура. Истинная культура, сохранившаяся, как в заповедниках, в тех местах, где зарплата не покрывает затраченных сил и нервов. Собственно, только это может дать нам надежду быть услышанными.

– Руководствоваться такими высокими принципами, конечно, хорошо. Но работа в классе требует более ощутимых инструментов.
– Первое, что необходимо, на мой взгляд, совершенно твердо помнить – нет правила в нашей работе, не допускающего исключения. И тем не менее правила существуют, знать их стоит, я думаю, любому учителю с любым стажем, опытом и авторитетом.
Главное, конечно, в любом контакте, а с учеником особенно, – уважение к нему. Это уважение должно проявляться не в тихом голосе, в котором ученик мгновенно распознает нотки раздражения или пренебрежения, и не только в словах «будь добр», «пожалуйста» и т. д., а в признании прав ученика многие вещи понимать и делать по-своему. У англичан есть прекрасное правило – в споре начинать свое возражение со слов «вы правы, сэр, но…». Я имею в виду, разумеется, не саму эту фразу, а ее смысл, заключенное в этой форме отношение к собеседнику.

– Но педагогическая работа – это не только отношения, но и взаимодействие.
– Не менее важно пытаться понять причины проступков ваших питомцев. Ученик на вашем уроке, допустим на математике, «передирает» домашнее задание по английскому языку. Возмутительно? Конечно. Обидно чисто по-человечески. Ты распинаешься у доски, в поте лица что-то объясняешь, по выражению учеников, «как папа Карло», а он в это время… Да еще кто бы другой, а то этот… Но попробуем поставить себя на место этого недоросля. «По математике сейчас не спросят – учитель объясняет новый материал, а на английском в прошлый раз еле упросил не ставить двойку». Можно кипеть благородным негодованием, говорить много справедливых слов, до него не достучитесь.
   
– Что же, терпеть? Пусть делает что хочет?
– Нет, конечно. Нужно, во-первых, найти корректные слова для выражения вашего негодования, а во-вторых, показать, что вы понимаете его резоны, но не можете их принять, и ему придется заниматься математикой. Не важно, какими словами это будет сказано, каждый умеет сказать по-своему, главное, чтобы не было взаимного озлобления. «Без гнева и пристрастия». Ученик списывает. Я не буду перечислять все варианты правильной и неправильной реакции учителя. Хочу просто привести эпизод, который произвел на меня сильное впечатление. На уроке моего коллеги девочка списывала, отвечая у доски. Учитель спокойно, без ругани и объяснений предложил ей сесть за парту и, когда она попросила извинения, сказал: «Нет, я тебя не прощаю». Это было сказано спокойно и убедительно, и я думаю, что не только эта девочка, но и ее одноклассники запомнят эту очень достойную реакцию учителя в ответ на попытку его обмануть.

– Не слишком ли?
– Конечно, отлучение – одно из самых сильных педагогических средств. Применять его часто недопустимо, но в исключительных случаях фраза «Извини, я не хочу сейчас с тобой разговаривать» действует сильнее длинной и подробной проповеди.
Есть еще очень трудный, по крайней мере для меня, вид контакта с учениками. Это контакт с ограниченным и очень старательным учеником. Чаще это девочки. Объясняешь, показываешь, исправляешь, разжевываешь, а она смотрит безмятежным взглядом и совершенно не понимает, почему же все-таки у нее не «5», а «3». Это серьезное испытание на профпригодность. Если учитель не выдерживает, начинает кричать, срываться, зная, что перед ним ребенок с ограниченными возможностями, который искренне хочет сделать как лучше, такому учителю нужно уходить из школы.
   
– Что же делать педагогу в такой ситуации, когда терпение кончается? Это иногда происходит и с хорошими в общем-то учителями.
– Не хочется повторять прописные истины о терпимости и доброжелательности. Лучше привести один пример. В журнале «Наука и жизнь» есть статья об уголке Дурова. Метод дрессировки Дурова отвергает отрицательное подкрепление навыков. На репетиции одна из собак испугалась громкого звука и отказалась работать. Дрессировщица, раздосадованная тем, что срывается репетиция, строго прикрикнула на собаку. Та, по словам Натальи Дуровой, «ощутила себя окруженной враждебными силами», и пришлось потратить немало времени, чтобы вернуть собаке нормальное рабочее состояние.    Возможно, стоит иногда подумать, не чувствует ли себя наш ученик «окруженным враждебными силами». С одной стороны, предмет, который непонятен (не важно почему – не учил, не слушал, запустил), с другой – класс, который насмехается, с третьей – учитель, который торопит и раздражается. А ведь на уроках главное, чтобы ученик был раскован, заинтересован именно тем, что изучается, сосредоточен на предмете, а не на своих обидах.

– А если он невыносимо ведет себя и отравляет жизнь всему классу?
– Мы можем любить или не любить ученика, но допускать разницу в отношении к хорошему и плохому ученику на уроке ни в коем случае нельзя. Это все равно что отношение хирурга к больному. «Этот мне нравится, его я буду резать аккуратно и под наркозом, а этот запустил болезнь, и вообще физиономия у него какая-то противная, будем его оперировать без наркоза, а в наказание еще что-нибудь лишнее отрежем».
Я не считаю, что при каких бы то ни было методиках и подходах есть возможность всем ученикам дать полноценное образование. Но держать высоко престиж учителя мы можем только научившись точно, интеллигентно, интересно и правильно выбирать слова и интонацию, чтобы благодать понимания давалась нам по возможности чаще.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru