Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Не по Линнею, не по Дарвину, а по собственному разумению!

Как научиться экспериментировать, не заботясь о результате

2005 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом физики, ближайшее тестирование РISА будет посвящено исследованию уровня естественно-научных компетенций учащихся. А между тем в последние годы именно состояние естественно-научного образования вызывает особую тревогу педагогов всего мира. Так убийственно скучно изучается в школе живая природа, что желающих связать свою карьеру с биологией, химией, физикой становится все меньше. За последние пять лет число поступающих на соответствующие специальности сократилось на 10%.
Спасение педагоги видят в новом подходе к преподаванию естественно-научных дисциплин, в частности в использовании методик, опирающихся на непосредственное детское восприятие окружающего мира, дающих ученикам право самостоятельно наблюдать, интерпретировать увиденное, экспериментировать, выдвигать гипотезы. Преподаватель, по мнению Кристин Камполи, руководителя Международной образовательной программы, не тот, кто знает, как читать книгу, а тот, кто поможет ребенку найти свой путь к тексту. Особенно важен такой подход в начальной школе, где легче всего вернуть живую материю в класс, приохотить детей к наблюдениям, помочь им поверить в себя, в свое право проявлять инициативу, развить у малышей навыки критического мышления, умение доказывать свою точку зрения, внятно выражать мысли.
Летом учителя активно пытаются реализовать новые подходы в преподавании, благо живая природа всегда под рукой.

Крылья, ноги, хвост

На больших листах бумаги, развешанных по всей стене, красуются десятки фотографий и рисунков как самодельных, так и взятых из разных альбомов. Уменьшенные копии изображений громоздятся на столиках, вокруг которых сидят небольшие группы ребят по 3–4 человека. В комнате слышатся непонятные слова. Ученики младших классов, студенты канадской летней школы, произносят их легко и свободно, как имена давних знакомых: амфибия, моллюск… Накануне юные исследователи вместе с учителем ходили в экспедицию – в ближайший лес, где не пересохло, несмотря на летнюю жару, заросшее травой болотце. Обитателей водоема и окрестностей нужно было сфотографировать или зарисовать, увидеть, где живут, как двигаются, что едят. Потом все вместе определяли, кого как зовут, искали подходящие изображения в книгах.
Сегодня всех насекомых, рыб, лягушек и прочую живность, чьи изображения красуются в классе, ребята пытаются классифицировать, то есть объединить в группы на основании какого-то признака, увидеть структуру и порядок в хаосе окружающего мира. К тому же среди фотографий знакомых улиток, карасей и жуков преподаватель поместил портреты диковинных обитателей дальних стран, совершенно незнакомых ученикам. Это не облегчает задачи.
Постепенно рождаются идеи. Вот группа рисует два квадратика: в одном те, кто носит свои дома с собой, в другом те, кто оставляет их на суше или в воде. За соседним столиком возникла гениальная мысль: с одной стороны листа приклеить позвоночных, с другой – беспозвоночных. Начинающие Дарвины в противоположном углу обратили внимание на место обитания и способ передвижения животных: кто-то в воде, а кто-то на суше, кто-то передвигается на лапках, а кто-то летает – на крыльях или плавниках. Правда, есть и ползающие, причем как в воде, так и на суше. Форма тела тоже становится существенным критерием: одни тела плоские, другие округлые.
Малыши внимательно вглядываются в картинки, перекладывают их, напряженно размышляют. Кристоф заметил, что у большинства животных есть усики, чтобы ощупывать, исследовать окружающее пространство. Может быть, это основание для выделения группы?
Педагог подходит к разным группам, выслушивает гипотезы, радуется, сомневается, а главное – побуждает ребят ясно формулировать тот принцип, который они кладут в основу классификации. Например, просит написать над каждой группой фотографий ключевое слово.
Завершается работа докладами и обсуждением наиболее интересных идей. Выступить смогли не все. Из семи групп только пять сумели прийти к более-менее логичной структуре и сформулировать основные критерии. Ничего страшного. Невозможно за один день открыть ту классификацию животного мира, к которой лучшие умы человечества шли веками. Зато сегодня ребята спорили, воссоздавали, сами того не зная, гениальные гипотезы ученых былых веков. Осенью, на уроках зоологии, они радостно встретятся со знакомыми идеями, найдут единомышленников среди величайших биологов.
Учитель не стремился рассказать, как правильно, дать побольше информации. Знания придут со временем. Сегодня ребята почувствовали себя исследователями. Они учились наблюдать, анализировать увиденное, выделять существенные признаки, выдвигать гипотезы, формулировать их, участвовать в дискуссии.

Опасность интервенции

Такие занятия-исследования проходят в Канаде, Франции, Бельгии, и не только летом. Существует целая сеть “лесных школ”, где работают ученые-естественники, увлеченные пропагандой любимой науки. Оливье Риуф, руководитель одного из подобных центров, по образованию гидрогеолог, но уже пять лет совмещает собственную исследовательскую работу и занятия со школьниками и педагогами. Его задача – создать в окрестных школах команды педагогов-единомышленников, готовых работать по-новому, экспериментировать, открывать вместе с учениками мир природы.
“Больше всего я не хочу быть интервентом, человеком со стороны, – говорит Риуф. – Каждый учитель, исходя из своих условий, интересов, принципов, вырабатывает индивидуальный способ. А я помогаю выстроить концепцию, найти нужные пособия. Поддерживаю интерактивный сайт в Интернете, чтобы была постоянная возможность для общения”.
Усилия энтузиастов, сотрудничество ученых и педагогов, солидные капиталовложения со стороны государства, активно заинтересованного в успехе программы развития естественно-научного образования в стране, привели к определенному успеху. За последние три года в пять раз возросло количество учителей, работающих с детьми в экспериментальном режиме.

Поиск истины важнее самой истины

Серж Трикуар, бельгийский преподаватель физики, уверен: науку нельзя выучить. “Наука – это всегда какая-то проблема, которую надо решить, тайна, которую хочется открыть. Нет проблемы, тайны – нет у ребенка интереса к науке. Задача педагога – тактично направлять детскую исследовательскую работу. Не подталкивать к “правильному пути”, а помогать проверить каждую гипотезу, чаще всего чтобы убедиться, что она неверна. Замечательно! Ошибка приобретает совершенно иной смысл. Это уже не оплошность, а просто не тот путь. Постепенно каждый ученик вырабатывает свой подход к фактам, чтобы быстрее находить ответы на вопросы.
Я до сих пор удивляюсь, когда вижу, как, наблюдая одни и те же явления, дети приходят к разным выводам. Возможно, знание – это не отражение реальности, а индивидуальная интерпретация ее. Дети, как и ученые, строят свои модели, демонстрирующие их способ смотреть на мир. Таким образом, задача педагога не в том, чтобы привести класс к единственной истине, опираясь на определенные факты, наблюдения, а в том, чтобы стимулировать обмен мнениями, когда каждый участник вырабатывает свое понимание. Эксперименты могут присутствовать на уроках любого педагога, но именно здесь пролегает граница между традиционным и новым подходом к образованию”.
В летних школах, в детских садах и младших классах ребята работают с миром природы как целостным явлением, не разделяя его на биологию, химию, физику. Но совсем скоро они придут в среднюю школу, где каждой наукой им придется заниматься в разных кабинетах у разных учителей. Хорошо, если учителя сами догадаются скооперироваться, выстроить совместный курс, провести совместные уроки. Организаторы мечтают, что в скором времени в школах появятся универсальные специалисты – преподаватели естественных наук. А помогать им будут ученые – геологи, астрономы, географы, орнитологи. Мечты имеют шанс стать реальностью.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru