Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОКИ ЛЕТА 
 

Нина ИВАЩЕНКО,
директор школы
Москва

Купание по свистку

Если все-таки подойти к летнему отдыху ребят с позиции здравого смысла?

Летние путешествия, лагеря, походы – это всегда запас радости и воспоминаний на целый год. Пачки фотографий, героические саги о приключениях, опасностях и победах. К сожалению, не всегда итоги летних экспедиций бывают столь безоблачны. Ежегодно собирается печальная статистика несчастных случаев, ведутся уголовные и административные расследования. Каков бы ни был их приговор, педагога неизбежно мучит вопрос, все ли он сделал, чтобы сохранить ребенку «жизнь и здоровье», как пишется в приказе.
Конечно, существуют многочисленные требования техники безопасности, и чем более многочисленные, тем менее исполнимые, инструкции, методички и распоряжения, как правило, писанные людьми, совершенно далекими от детей, странствий и летних развлечений. Все это бумаготворчество скорее охраняет спокойствие чиновника (который всегда может сказать «вас же предупреждали, а вы нарушили»), чем помогает педагогу, добровольно взвалившему на свои плечи страшную ответственность. Приходится учителю самостоятельно вырабатывать индивидуальные законы охраны благополучия группы, создавать свою философию безопасности, опираясь на собственный опыт и на советы коллег – бывалых туристов.
Большинство путешествий этого лета уже закончено, и будем надеяться – счастливо. Осталось понять, что же мы сделали такого, чтобы все вернулись домой довольные, полные сил и желания вновь куда-нибудь поехать.

Все, кто отдыхал или работал в пионерских лагерях, помнят навязчивую и неразумно всеобъемлющую заботу об абсолютной безопасности детей. Если в лагерь попадал ребенок, не умеющий плавать, у него не было никаких шансов научиться: купание на пятачке, огороженном веревкой, по свистку – одно из ярких проявлений подобной заботы. Не делалось различия между трехлетним питомцем детского садика и дюжими молодцами из старшей школы. Принцип «как бы чего не вышло» парализовал любую попытку подойти к отдыху подростков с позиций здравого смысла.
В памятном 1980 году, когда из Москвы по случаю Олимпиады старательно убрали практически всех детей школьного возраста, я со своими воспитанниками оказалась в лагере труда и отдыха (ЛТО) в Краснодаре. Как назло, именно в то лето стояла небывалая жара. Школьников привезли в несколько раз больше, чем обычно. Было много сложностей, порожденных неразберихой, халатностью организаторов и скученностью детей. Достаточно упомянуть эпидемию дизентерии, начавшуюся практически сразу после заезда. Но особенно запомнилось распоряжение, которое касалось купания. Купаться запрещалось вовсе. Причиной послужило то, что несколько московских школьников, убежав с территории, купались в окрестных водоемах и утонули.
Теперь представьте себе эту оглушающую жару, тяжелую полевую работу под палящим солнцем, купающихся в окрестных водоемах местных ребятишек и невозможность даже окунуться. Поставив себя на место детей, я поняла, что никакая сила не удержала бы меня от побега к воде, в которой можно поплескаться. Я сочла, что самым разумным будет узнать, где можно купаться безопасно, и тайком водить туда своих бойцов трудового фронта, предупредив их, что в случае огласки просто увольнением я не отделаюсь. В рабочие дни мы выскальзывали из лагеря порознь через разные дырки в ограде, собирались в условленном месте, шли купаться и возвращались тоже порознь. В выходные дни отправлялись на городской пляж, а в журнале контроля писали разные экскурсии или просмотры фильмов в городских кинотеатрах... Потом, когда мы уже в Москве «вспоминали минувшие дни», оказалось, что все нормальные люди точно так же водили своих ребят купаться. Думаю, что несчастных случаев на воде было бы во много раз больше, если бы педагоги не поступали, руководствуясь здравым смыслом, наплевав на дурацкий приказ и рискуя оказаться под судом за его невыполнение.
Привожу в пример именно купание потому, что из всех летних удовольствий для детей самое ценное – именно всякие развлечения в воде. Можно привести и другие примеры – ночевки под открытым небом, приготовление пищи на открытом огне и прочие любимые ребятами развлечения.
Кстати, в тех отрядах, воспитатели которых нарушили приказ относительно купания, дизентерии или не было совсем, или были единичные случаи. И это не случайно. В моем отряде не было ни одного заболевшего. Я просто все лакомства для детей покупала сама (под их руководством, естественно) и не брала конфеты или печенье без обертки, а всякие плоды мы сначала мыли. Это удалось именно потому, что мои воспитанники верили: я никогда не запрещаю просто так, поэтому те немногие ограничения, которые я налагала, они выполняли без раздражения и протестов.
Думаю, это и есть ключ к проблеме безопасности ребенка, причем не только сиюминутной безопасности, но и к обеспечению ее в дальнейшей жизни.
Если мы будем воспринимать наших детей как недоумков, которые так и норовят упасть с кручи, сунуть голову в костер, утонуть или насмерть простудиться, они во многом оправдают наши ожидания. Посмотрите на детей, мамы которых тревожны и неуравновешенны. Эти дети чаще всего неловки, застенчивы, сами считают себя неумехами и недотепами. Редко случается, что сильный характер преодолевает судьбу и на фоне бесконечных скандалов, обманывая, убегая, ребенок учится жить среди опасностей и неожиданностей реальной жизни.
Великий Януш Корчак в своей декларации прав ребенка утверждал право ребенка на смерть. Думаю, он сознательно заострил проблему, имея в виду право на риск. В нашей стране несколько поколений мужчин воспитывались без отцов. Естественная потребность мальчиков в испытаниях себя на смелость подавляется и искореняется, не получая поддержки отцов, которых в свою очередь растили в ватном коконе как дома, так и в школе.

* * *

Лет десять назад я услышала от инспектора СЭС, что в детских учреждениях запрещено готовить макароны с сыром. Этот запрет был мотивирован тем, что в какой-то школе дети отравились именно макаронами с сыром. Я до сих пор не могу себе представить, чем там можно было отравиться, ну разве что сыр лежал несколько месяцев без холодильника или макароны были сварены несколько дней назад. Главное, что претензии предъявили не к тем, кто данными макаронами кормил детей. Нет, запретили глобально. Если так рассуждать, любое блюдо может стать опасным, даже наливное яблочко оказалось для одной принцессы смертельным.
Вообще СанПиНы (санитарные правила и нормы) – ярчайший пример перестраховки за счет тех, кого оберегают. Закрыли школьные пищеблоки, якобы не отвечающие пресловутым СанПиНам, обязали школы кормить учеников блюдами, которые готовит так называемая межшкольная столовая. Дело это золотое. Поручается оно тем, кто прошел все бюрократические препоны на пути к разрешению кормить детей. Где много препон, побеждает коррупция. То, что присылают из этих столовых, даже мы, не избалованные качественной пищей взрослые люди, есть не можем. Вероятно, эта пища соответствует всем нормам, тем хуже для этих норм. Почему-то никому не приходит в голову спросить – если не детей, то хотя бы их родителей, хотят ли они иметь защиту в такой форме и такой ценой.
Мне кажется, нужно различать элементарные правила безопасности, которые известны любому культурному человеку, и те, что придумывают чиновники, получающие, судя по всему, зарплату сдельно по количеству выдуманных ограничений с притянутыми за уши обоснованиями. Например, требование, чтобы в компьютерном классе ученик сидел в фартуке и берете из специальной радиоткани. Представляете себе картинку? Не говоря уже о том, что ткань эта страшно дорогая и что шить фартуки и беретики, видимо, должен учитель информатики. А может быть, в том-то и дело, что ткань дорогая? Если все школы обяжут покупать такую ткань, деньги, которые заработают ее изготовители, будут достаточно велики, чтобы поделиться ими с разработчиками соответствующих правил.
А вездесущая охрана? У каждой двери, за которой работают или учатся больше десяти человек, стоят молодцы в камуфляже. Кого и от кого они охраняют?
Теперь в школах введена новая должность – заместитель директора по безопасности. Предполагалось, что этот человек будет отвечать за пожарную безопасность, за работу охранников, заодно вести основы безопасности в классах. Не тут-то было. На инструктаже кандидату на эту должность объяснили, что речь идет о том, чтобы обезопасить детей и страну в целом от подрывных элементов среди… преподавательского состава и администрации школ. Вот, оказывается, где главная опасность!
И мы покорно платим налоги, субсидируя весь этот бред.
На мой взгляд, сейчас перед нами во весь рост встала опасность превратиться в объекты умелого манипулирования. При помощи магического слова «безопасность» можно уже сегодня заставлять нас оплачивать не нужные никому программы и товары, открывать новые ставки и закрывать учреждения, а в конце концов можно будет объявить любого человека нарушителем правил безопасности и изолировать его от общества, и от этой участи никто не будет застрахован. История дала нам множество таких примеров.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru