УЧЕБНИКИ N 86
Пушкин в контексте религии: между
Христом и Магометом
Исхаков Х. Пушкин и религия. М.:
Алгоритм, 2005
Книга Хариса Исхакова, человека
инженерной профессии, но влюбленного в историю и
литературу, посвящена религиозным мотивам в
творчестве Пушкина и отношению великого
русского поэта к религии. Сам автор признается,
что «книга написана человеком, обретшим веру
родителей-мусульман благодаря Пушкину».
Исследования религии вообще и религиозных
мотивов в творчестве Пушкина в частности были в
значительной степени табуированы в советское
время. Но отдельные литературоведы, в частности
Петр Палиевский и Вадим Кожинов, все же смогли и
тогда достаточно содержательно написать о
религиозных сюжетах у Пушкина. Кожинову Исхаков
приносит благодарность в начале книги, которая
является на сегодняшний день наиболее полным
исследованием религиозных мотивов в пушкинском
творчестве, выполненным не в строго научной, а в
ярко публицистической манере. Чувствуется, что
автором книги тема пережита и перечувствована.
Кожинов успел снабдить исхаковский труд
послесловием, где отметил, что автор
«воспринимает православие как братскую религию,
– точно так же, как православный Пушкин
воспринимал ислам, и в этом отношении, можно
сказать, воскрешает пушкинский дух», что не
исключает вместе с тем острых конфликтов между
исламом и христианством.
В то же время работа Исхакова не есть научный
трактат, а свободные рассуждения на избранную
тему. Здесь приведено описание характерной для
советских времен фигуры умолчания в
исследовании пушкинского творчества:
«Умалчивают о молитвах и исповедях, о судьбе
крестьян в философских трактатах Пушкина, в
«Борисе Годунове», «Анджело», «Путешествиях из
Москвы в Петербург», «Капитанской дочке» и др.».
Исхаков полагает, что «Пушкин, объединяя души
людей разных национальностей и вероисповеданий,
роднит всех нас с детства». Он напоминает
пушкинские слова о том, что Екатерина II, лишив
духовенство «независимого состояния и ограничив
монастырские доходы… нанесла сильный удар
просвещению народному». Как подчеркивается в
книге, «Пушкин с детства знал молитвы, изучал
языки Священных Писаний: древнееврейский,
арабский, греческий, славянский. Он перевел со
старославянского на русский «Песнь песней» царя
Соломона». А вот, например, пушкинские
рассуждения о происхождении слова «крестьянин»:
«Во всех древних памятниках читаем крестьянин,
вместо: христианин: не от слова ли крест сделано
было сие изменение?» Автор напоминает нам
пушкинское: «Я стал доступен утешенью; /Зачем на
Бога мне роптать, /Когда хоть одному творенью /Я
мог свободу даровать!» Эти строки одинаково
воспримут и православные, и приверженцы ислама,
потому что здесь обе религиозные традиции
совпадают. По мнению автора, «Пушкин был пастырем
языка и литературного племени при жизни. После
кончины Пушкина пастырем стало его «послушное
Божьему веленью» слово». В книге подробно
изложена биография поэта, данная через призму
религиозных исканий. При этом доказывается, что
Пушкин – пророк муз, возвеличивающий Всевышнего.
Такие пророки – «узелки на паутине Добра,
охватывающей Землю, как их слова Истины». В книге
анализируются не только христианские, но и
мусульманские мотивы в поэзии Пушкина, недаром
одна из глав так и названа – «Я тружусь во славу
Корана».
Интересна мысль об амбивалентности
религиозности Пушкина в той мере, в какой она
отразилась в его творчестве, о том, что его
рассуждения о религии в стихах и прозе порой
оказываются одинаково приемлемыми как для
христианина, так и для мусульманина. Любопытны,
хотя и не бесспорны, наблюдения автора о том, что
«образы ада у Пушкина восходят к мусульманству».
По мнению Исхакова, Пушкин первым из
христианских поэтов восславил пророка
Мухаммеда. Страсть же Пушкина к путешествиям
Исхаков толкует в плане слов Мухаммеда:
«Блаженны странники». А во время русско-турецкой
войны 1828–1829 годов Пушкин, по его признанию,
увидел, как «в первый раз мусульмане соединились
с христианами против своих единоверцев».
Отмечу также, что тема «Пушкин и религия» дана на
фоне подробного рассказа о русской истории
первой трети XIX века, причем многие исторические
фигуры оценены достаточно нетрадиционно. Так,
автор положительно оценивает деятельность
императора Павла, в том числе и по отношению к
православной церкви. Как отмечается в книге,
Пушкин заказывал молебен «за упокой души невинно
убиенного государя Павла». Исхаков также
признает за одиозным Аракчеевым определенные
заслуги в строительстве российской армии, в
особенности артиллерии, и считает его одним из
творцов победы в русско-шведской войне 1808–1809
годов. В целом же книга Исхакова – интересный,
хотя и пристрастный рассказ об одном из
важнейших мотивов пушкинской жизни и творчества.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|