Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Люди, не ставшие сословием

wpe6F.jpg (23267 bytes)

Формально считается, что достаточно иметь высшее образование и заниматься работой, на которую не берут без вузовского диплома, чтобы называться интеллигентом. Социологи именуют этот слой общества то «интеллигенцией», то «социальной элитой», то постсоветской «бюрократией». Как сегодня живут, на что надеются, о чем размышляют эти люди?

По профессии они:

42% – инженеры;
22% – учителя, воспитатели;
14% – юристы, экономисты, управленцы;
8% – врачи, фармацевты, специалисты, связанные с практической медициной;
5% – люди со специальностями в области культуры и искусства, в том числе библиотекари, музейные работники и т.д.

К своей специальности они относятся:

67% – частично или полностью ею удовлетворены;
27% – ею не удовлетворены.

Более всего разочарованных в своей профессии среди работников культуры (почти в 3 раза больше среднего), далее следуют инженеры. А максимум удовлетворенных выбранной профессией среди юристов, экономистов и управленцев (примерно в 1,5 раза выше среднего). Характерно, что именно эти люди чаще готовы учиться, жертвуя временем и заработками сегодня ради возможностей, которые откроются в будущем.

Свой уровень квалификации они считают:

50% – достаточным;
33% – избыточным;
10% – хотели бы продолжать обучение в аспирантуре, докторантуре и т.д.

Доля считающих свою квалификацию чрезмерной растет с возрастом: среди 20–30-летних таких 28%, а среди 40-летних – 41%. Также чаще заявляли об избытке квалификации жители малых городов и работники государственных предприятий, реже – жители столиц и занятые в частном секторе.

Свои знания они оценивают:

58% – как достаточные для профессиональной деятельности;
30% – как недостаточные.

Чаще всего испытывают недостаток профессиональных знаний руководители разных уровней (45%), в меньшей степени – специалисты (34%), причем и те и другие – независимо от опыта работы. Примечательно, что инженеры чаще других заявляют, что вузовских знаний им сегодня недостаточно – и они же чаще других заявляют прямо противоположное, что их образование явно избыточно для нынешней работы.

В списке возможных ответов на вопрос: «Чем, по вашему мнению, прежде всего должна обладать страна, чтобы вызывать уважение других государств?» – на последнем месте стоял ответ «развитая система образования», этот пункт отметил лишь 1% опрошенных. На первое место вышел ответ «высокий уровень благосостояния граждан», за ним со значительным отставанием следовали «высокий уровень развития науки и техники», «военная мощь, ядерное оружие».
Социально-политические оценки ситуации в России, характер политических ориентаций, доверие к лидерам и т.д. у образованной части общества мало чем отличаются от средних оценок населения в целом. Можно говорить лишь о том, что они более дифференцированны и несколько более определенны, за высказанными суждениями стоит большая готовность их обосновывать и аргументировать, что понятно, если учесть навыки, полученные в вузе. У молодых – больше оптимизма и антипатии к коммунистам, больше уверенности и спокойных оценок настоящего, у людей старшего возраста заметно сильнее выражены растерянность, чувство тревоги. Но особенно резко старших отличают от младших ярко выраженные патерналистские установки.
Никакой особой солидарности, ни особых, характерных только для этой группы установок и ценностей не обнаруживается. «Сословие» образованных людей как система корпоративных ассоциаций и объединений, как элемент общественной самоорганизации в современной России не сложилось.

Лев ГУДКОВ
доктор наук,
Аналитический центр Левады


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru