Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии РАО:
«Мы намерены оценивать не научную концепцию книги, а ее соответствие возрасту школьников»

– Ученые РАН справедливо полагают, что оценивать учебники для начальной школы не в их компетенции. Выбраны несколько организаций, которые будут проводить экспертизу книг для младшеклассников. Однако конкуренция научных школ на этом поле не менее напряженная, чем в области истории России ХХ века. Что будет, если учебник, написанный занковцами, попадет к давыдовцам? Как избежать явно несправедливых экспертных решений?
– Я не вижу в этом серьезной проблемы. У педагогических концепций для начальной школы, за исключением системы Давыдова, нет серьезных различий. Конечно, на рассмотрение экспертов поступят учебники самых разных авторов. Но мы будем оценивать адекватность возрасту, а не принадлежность определенной научной школе – занковцев или давыдовцев. Я думаю, что если методика соответствует особенностям ученика, она хороша. И спор можно прекратить.

– Существуют ли, по-вашему, общие принципы экспертной оценки учебников для начальной школы?
– Сегодня большая часть учебников для начальной школы выстроена по принципу: прочти, запомни, ответь. Мы будем следить за тем, насколько деятельность, которую школьная книга предлагает ученику, соотносится с его возрастом. По этому принципу можно оценивать любой учебник безотносительно к тому, какая педагогическая идея положена в его основу. Еще по отношению к учебникам для начальной школы следует особенно тщательно учитывать санитарные требования: вес книжки, цвет и качество бумаги, насыщенность цвета картинок, размер и рисунок шрифта (например, недопустимо применение церковно-славянских шрифтов).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru