Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Уасар Эппель. In telega

Размышления и эссе. – М.: М.С.Г.– ПРЕСС, 2003

Уасар Эппель. In telegaВ этой книге более сорока статей и эссе замечательного писателя Асара Эппеля. Почему такое странное название книги? Да просто автор, рассуждая об эпохе перехода «из грязи в guasi», пишет о «тонюсеньком слое интеллигенции (от intellego) и о скорохватах и неучах, чей intellego правильнее произносить in telega. Таким больше незачем набираться ума, «все постигнуто за тебя, а ты знай нажимай кнопки… А между тем дел в мире – не переделать. Голодному помоги. Несведущего просвети. Неумелого научи. Растерянного наставь. Отчаявшегося ободри. Любящего не морочь».
Асар Эппель с грустью замечает, что наши детки набираются речевого бескультурья не столько из непечатного, сколько из напечатанного: «Это мы жеманно возвещаем в эфире: «А сейчас новости от Кати Фалк», хотя шикарное «от» русская речь использует или в конструкциях типа расстегайчики от Тестова, или в сочетаниях Евангелие от… Коль же скоро «новости от Кати Фалк» к Святому Благовествованию отнести не получается, остаются смердяковские расстегайчики… Автор этих соображений не пурист. Он бывает рад и заемному слову, и говору, и фене, и оканью с аканьем. И даже гэканью. И кухонной ругне. Он просто полагает, что великий язык не должен быть опошлен безвкусицей. Язык – это дворцовый бал и большой королевский выход, куда шантрапе вход заказан…»
В эссе «Сплошной гиппопотам» Асар Эппель пишет: «Вы пристаете к ребенку: “А как делает курочка? а петушок?” А вот если пристать к вам: “А неясыть? а козодой? а свиристель?”» Он предлагает: «Чтобы не ошалеть от народности, бездарности и стёба, коллекционировать хотя бы утраченные птичьи глаголы… Итак, курицы квохчут, гуси гогочут, утки крякают, говорите вы… Лебеди ячают, зяблик рюмит, выпь бухает, галка чалкает, говорю я. Продолжайте…»
В книге есть замечательные эссе о путешествии в Вену, Женеву, Рим. Вот автор в Вене: «Довольно часто в самых разных ситуациях людям вдруг представляется, что нечто подобное происходящему уже когда-то происходило. Неуловимый резонанс именуется ложной памятью. Он, как правило, неповторим, не оставляет конкретных образов в памяти обычной, но безотчетная тоска по «невоспоминанию», столь безнадежно пытавшемуся стать воспоминанием, почему-то остается, гораздо реже возникает навязчивая аналогия с некой исторической порой, отчего-то знакомой и ощущаемой как время нашего предыдущего присутствия на земле, – этакой «жизнью до жизни», прожитой в давнем каком-то, неотчетливом и зыбком бытовании…
Мечтаемое воображается в смещениях – вот я в модной венской кофейне. Лучшие пирожные в Европе. За столиками на венских стульях – знаменитости. Кто взял кофе по-венски, кто – шницель по-венски, но все поглядывают на улицу. Кафка высматривает господина Замзу. Мазох – даму в мехах. Шульц – запропастившегося отца. Фрейд – первопричину наших фобий.
Увы! На солнечном тротуаре в целях перепродажи умело приваживает собак на краковскую колбасу Йозеф Швейк да слоняется молодой человек по имени Адольф Шикльгрубер, обдумывая, чем бы ему таким заняться…»
Замечательные рассказы Асара Эппеля, полные юмора, поразительной наблюдательности, даже жалко читать «про себя» – только вслух. И те, в которых он пишет о себе самом, о своей молодости, об отваге в пуританском обществе носить темные очки или рубашку навыпуск.

«Но что это было? Неужели бунт? Можно считать и так. Однако мне сдается, что это была всего-навсего молодость. А молодость – насчет времяпрепровождения, одежды и повадок первая смутьянка. Природа предписала ей обновлять жизнь. Вопреки всему. Везде и всегда. И тогда, когда было сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих…» И тогда, когда молодые Антинои появлялись на форуме, предосудительным образом закинув на плечо конец тоги, и когда Рафаэль разгуливал в невероятных одеяниях, и – в николаевскую эпоху, когда ловили на Невском молодых щеголей, раздражавших государя бритьем лица. Блюстители нравов не дремали всегда…
Сколько премудростей ни заклято в афоризмы и пословицы – всё недосказано. Хотя доказуемо. Вот пример: «Не рой другому яму». Пойдем по смысловому вектору и получим: «Не рой другому яму, подожди, когда он выроет ее тебе и сам в нее попадет»».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru