Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2005

Первая тетрадь. Политика образования


БЕНЕФИС 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Министр ответил за реформу

Андрей Фурсенко впервые встретился с депутатами Государственной думы

15 июня 2005 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко принял участие в правительственном часе Государственной думы Российской Федерации на тему: “О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по созданию нормативно-правовой базы для реализации прав граждан Российской Федерации в получении общедоступного и бесплатного общего образования, профессионального образования, повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг”.

Министр пришел на встречу с народными избранниками не один, а с группой поддержки в лице руководителей Рособразования и Рособрнадзора Григория Балыхина и Виктора Болотова, а также директора Департамента государственной политики в образовании Исаака Калины.
Поддержка министру в этот день была необходима как воздух, поскольку ему припомнили все: и то, что академики свистели на заседании РАН в знак протеста против правительственных реформ, и то, что студенты в Красноярске бросались в него яйцами.
Не скрывали своей обиды на Андрея Фурсенко и депутаты Комитета по образованию и науке.
– Вы, наверное, единственный министр за всю современную историю, который так и не нашел возможности встретиться с депутатами профильного комитета, – не без сарказма заметил представитель КПРФ, экс-глава Комитета по образованию и науке, а ныне его рядовой член Иван Мельников. – Я понимаю: после того как вы не смогли объяснить ваши реформы даже академикам РАН, вам непросто убедить вообще кого-либо в их необходимости.
И в связи с неминуемо грозящими вам встречами со студентами вопрос: каковы планы по доведению стипендий до уровня прожиточного минимума? Или вы, как и Президент России, считаете, что повышение стипендий на 100 рублей достаточно?
– Увеличение стипендиального фонда необходимо, так же как и гораздо более четкая дифференциация и адресная направленность этих средств, – ответил Андрей Фурсенко. – И социальные стипендии для малоимущих студентов, и академические для успешных в учебе должны быть достаточно большими. При этом мы считаем крайне важным предоставить студентам возможность работать – как в летнее время, так и во время учебы. Студенты работали во все времена. И это нормально. К сожалению, во все времена на стипендию прожить было невозможно.
Кроме того, по свидетельству министра, в настоящее время разрабатывается концепция законопроекта об образовательных субсидиях, который предусматривает подготовку специалистов с высшим образованием по заявкам федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Бюджетные средства будут выделяться не только на образование, но и на
сопутствующие расходы (питание, проживание и т.д.).
Член КПРФ Тамара Плетнева задала вопрос о точных размерах индексации учительской зарплаты. Ее возмутило то, что в разных выступлениях звучат разные цифры: одни говорят о повышении в 1,5 раза, другие – в два (к 2008 году).
Где же правда?
Министр пояснил, что в 2008 году зарплату планируется увеличить вдвое в номинальных ценах, в полтора раза – в реальных. При этом он подчеркнул, что данная индексация не является достаточной и только введение отраслевой системы оплаты труда позволит наряду с бюджетными привлечь дополнительные средства. Задача федерального центра состоит в поддержке дотационных регионов и создании нормативной базы для роста заработной платы.
Депутаты не могли обойти стороной и тему качества образования.
Мишенью для критических нападок стала “филиальная часть столичных вузов, которая разрастается и плодится в регионах”.
Парламентарии поставили вопрос ребром: почему у Кембриджа и Сорбонны нет филиалов? И сами же ответили: потому что они дорожат своим именем.
“Мы должны гораздо более жестко относиться к лицензированию, аккредитации, контролю качества образования”, – подчеркнул Андрей Фурсенко. И в подтверждение этого тезиса отчитался о том, что “сегодня 23 филиала столичных вузов уже закрыты, 10 находятся в этой стадии. И эту работу мы будем вести достаточно жестко и бес-
компромиссно”.
О финансировании образования отчитался Григорий Балыхин. Несмотря на оптимистический тон его выступления (инвестиции в отрасли растут, строятся новые учебные корпуса и общежития), есть ряд существенных проблем, которые не могут не вызывать тревоги.
Во-первых, в некоторых территориях возникли серьезные проблемы с финансированием ПТУ и ссузов, переданных с федерального уровня на региональный в соот-
ветствии с законом №122.
В связи с этим предполагается выделить порядка 5 млрд рублей из федерального бюджета на выравнивание ситуации в регионах.
Во-вторых, отмена льгот по налогу на прибыль привела к тому, что вузам стало невыгодно тратить внебюджетные средства на приобретение оборудования и строительство учебных корпусов: с 2002 года объем расходов на эти цели сократился более чем вдвое.
“Особое беспокойство вызывает налог на имущество и землю, который планируется ввести с 1 января 2006 года. Компенсации из федерального бюджета на эти цели будут сопоставимы с расходами на содержание самих учреждений”, – сказал руководитель Рособразования.
“Потеря налоговых льгот в 2006 году обернется убытками для бюджета и повышением платы за обучение для 3,5 млн студентов, – подхватил острую тему зампред Комитета по образованию и науке Олег Смолин. – В связи с этим Советом Федерации разработан законопроект о продлении льгот по налогу на имущество и землю до 2009 года. Готово ли министерство поддержать эту инициативу?”
Андрей Фурсенко ответил утвердительно, поскольку “специалисты ведомства разделяют опасения депутатов”.
Особый блок вопросов был связан с темой ЕГЭ. Как выяснилось в ходе обсуждения, эксперимент безоговорочно поддерживает только лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который убежден, что “ЕГЭ надо вводить повсеместно в стране и поломать саботаж со стороны некоторых элитных вузов”.
На что Дмитрий Рогозин резонно заметил: “Нельзя воспринимать критику ЕГЭ, которую высказывает ректор МГУ Виктор Садовничий, как каприз элитного вуза. Настоящей экспертизы ЕГЭ не проводилось, никто не анализировал его реальную пользу”.
Зампред Комитета по образованию и науке Алексей Чернышов сравнил ЕГЭ с кроссвордом, который разгадывают в автобусе, и подверг критике идею ГИФО, которые выдаются по результатам такого кроссворда.
Министр согласился, что “не должно быть прямой и жесткой связи между ГИФО и ЕГЭ, поскольку эксперимент показал, что в таком виде эта система работает плохо”.
Что касается ЕГЭ, то “отношение к нему неоднозначное, но чем дальше от Москвы, тем более положительно воспринимается нововведение”.
“Я объехал более 10 регионов России, был в чувашских деревнях, якутских улусах, разговаривал с учителями. У них отношение к ЕГЭ достаточно позитивное”, – поделился впечатлениями Андрей Фурсенко.
По словам министра, в настоящее время подготовлен законопроект (он проходит согласование в различных ведомствах), закрепляющий наряду с ЕГЭ альтернативные формы итоговой аттестации – предметные олимпиады и творческие конкурсы. А это означает, что у абитуриентов и вузов будет право выбора.
Но настоящей ареной для политической борьбы стала тема бесплатного и доступного образования.
Первым ринулся в бой депутат Анатолий Локоть: “Чья модель взята за основу реформирования нашей системы образования? Министерство с маниакальным упорством протаскивает идею внедрения платного образования. Вы готовите бомбу помощнее 122-го закона. Вы понимаете всю ответственность того, что вы делаете? Вы поставите на дыбы всю Россию!”
Андрей Фурсенко отбивался как мог, оперируя цифрами: количество студентов за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза, в последние четыре года число поступающих в вузы превысило число выпускников школ. Сегодня за счет бюджета в вузах обучаются больше студентов, чем в советское время.
“Мы не ратуем за платное образование. Речь идет только об оплате дополнительных образовательных услуг в школе и предоставлении возможности платить за высшее образование тем, у кого есть средства. Мы должны однозначно отстаивать принцип бесплатности образования на всех уровнях, но при этом способствовать притоку внебюджетных средств,” – заверял министр.
Но депутаты стояли на своем.
“Все равно образование будет платным и некачественным”, – говорили одни.
“Бесплатность образования мнимая. Все мы родители и знаем истинное положение дел”, – вторили другие.
Подводя итоги правительственного часа, председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев с досадой отметил, что “в выступлениях прозвучали темы, никак не связанные с жизнью, потому что никто не собирается отменять нормы законов, гарантирующие бесплатность и доступность образования, а задача депутатов состояла в том, чтобы предложить обществу систему мер по выполнению этих конституционных гарантий”.

В заключение министр пообещал посетить заседание профильного комитета и предложил провести встречи с каждой фракцией.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru