Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ 
 

Йенс ШНЕЙДЕР,
директор Европейского института
продуктивного обучения

Школа не дает ученикам возможности научиться демократическим правилам

Старшие подростки, дети 15–17 лет, – люди особенные. Взрослые стремятся удержать их за партой, приковать к учебникам, уверяя, что без высшего образования во взрослой жизни шагу ступить нельзя. Они рисуют страшные картины неустроенной жизни человека без диплома и уговаривают «еще чуть-чуть» потерпеть досадную тоску общего образования: «Ради твоего будущего. Ради нас. Ради…»
В конце концов дети соглашаются. По данным социологов, 80% старших подростков только высшее образование считают достаточным. Они утверждают: «Лучше помучиться еще несколько лет, чтобы потом стать полноценным членом общества».
С другой стороны, наблюдается большой отсев из школы среди учащихся этого возраста: 8–10% детей не желают учиться и не учатся вопреки всему. Что же делать, когда образование для ребенка становится невыносимым? Когда ни вечерняя школа, ни экстернат человеку не подходят? Махнуть рукой, сославшись на процент изгоев любого общества? Или попытаться что-то сделать для нескольких миллионов молодых граждан? Лучшие предложения по проблеме «Открываем мир для неуспешных» – у сторонников движения за продуктивное образование.    
Они полагают, что образовательный процесс существует ради усиления роли человека в сообществе и ради самого сообщества. Что протекает он в реальных жизненных ситуациях, на основе личного опыта прохождения собственного маршрута. Что педагогу в этом процессе отводится роль вдохновляющего консультанта. Что… Но обо всем по порядку.

…Немецкая образовательная система не является действительно демократической.
…Каково наше понимание демократии в школе? Прежде всего – равный доступ каждого ребенка к образованию на каждом уровне. Недавнее тестирование PISA показало, что в Германии дети из бедных семей, с менее образованными родителями, хуже учатся, а значит, имеют намного меньше возможностей получить образование, поступить в гимназии, значит, и в университет. Какой была в этой связи реакция образовательной политики в Германии? Ответственные политические деятели пришли к выводу: чтобы преодолевать плохие результаты, мы нуждаемся в большем количестве проверок и контрольных работ в классе, в большем контроле в управлении, в более структурированных графиках. В итоге – меньше свободы для школ и для педагогов.

…Попытайтесь сделать демократической церковь или армию – и вы убедитесь, что это невозможно, даже если бы вы имели возможность изменить законы и правила. Социальная жизнь может стать демократической, только если стремления и действия отдельных людей поддержат этот способ организации жизни. Демократические отношения и поведение – это продукты образования, так же как недемократические и авторитарные отношения.

…В семидесятых годах прошлого столетия были острые дискуссии о том, что называли скрытым учебным планом. После Второй мировой войны в немецких законах о школе были официально названы и прописаны демократические и освободительные ценности. Но способы взаимодействия людей и тип принятия решений в классных комнатах оставались исключающими участие, антидемократическими. В чем же тогда свобода, если взаимодействие между учителями и учащимися асимметрично, если учащиеся абсолютно зависят от оценки учителем их учебных достижений и поведения в классе?

…Школа не дает учащимся возможности научиться демократическим правилам. Это очевидно, что образовательные эффекты условий воспитывают куда ощутимее, чем официальный учебный план. Известный немецкий социолог Т.В.Адорно показал пример изучения демократии очень недемократическим, но всем привычным способом: мнение учителя о письменной работе ученика принимается всеми как оценка. Оценка важнее, чем осмысление содержания образования.

…У нас так: школа располагается между политическим уровнем, на котором качество и эффективность школы представлены публично, и практическим уровнем преподавания и учения. Это раздвоение. Но иерархическая структура управления не может найти другого способа сохранить равновесие. В Германии больше, чем в других европейских странах, например в Скандинавских, мы имеем руководящие принципы учебного плана и строгую структуру предметов; стандарты достижения, правила перевода и выпуска и т.д. Структура принятия решений для учащихся и учителей минимизирована.
…Участию надо научиться – и самим учащимся, и педагогам. Таково наше требование в мире, где участие не очень-то востребовано и поощряется. Государство стремится уменьшить возможности молодых людей участвовать в социальной жизни, особенно в рабочей жизни, где молодые люди находятся под угрозой увольнения. Но мы подчеркиваем, что участие и содействие ему со стороны педагогов – единственный способ содействовать демократизации в школе.
Наш педагог побуждает к тому, чтобы участие стало личностным коррелятом живой, действующей демократии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru