Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Кругосветные новости

Европа отменяет розги

Совет Европы празднует победу. В Италии и Португалии удалось добиться официального запрещения телесных наказаний детей. На очереди Греция. Несмотря на Декларацию прав ребенка, где ясно сказано о недопустимости подобных воспитательных мер, только 16 европейских государств имеют в законодательстве соответствующие статьи. Даже такие цивилизованные на первый взгляд страны, как Франция, Венгрия, Польша, Испания, Словения, не торопятся внести необходимые поправки в законы, исключающие любую возможность воспитания ремнем и оплеухами.

В Париже прошел первый Международный форум педагогической прессы

В Париже прошел I Международный форум педагогической прессы, организованный Международным центром педагогических исследований. В течение трех дней лучшие журналисты мира, пишущие о проблемах школы, образования, проводили экспертизу современной педагогики.
Работали они по группам. Первая занималась сравнением систем образования в разных странах. Долгое время они существовали изолированно друг от друга. В последние годы идет активный процесс сближения. И журналисты во многом влияют на происходящие изменения, выстраивают своеобразные рейтинги школ, доводят до мировой общественности информацию о результатах международных исследований (РISА, например). На форуме можно было встретиться с крупнейшими авторитетами в этой области, обсудить, насколько полезны подобные сравнения, помогают ли они учителям, чиновникам оценить слабые и сильные стороны своей системы или, напротив, сводят серьезные проблемы к элементарной конкуренции, борьбе за место в хит-параде.
Вторая группа посвятила время проблеме эффективности школы. Существует ли образцовая модель, на которую должны все ориентироваться, школа успешная, но экономная, не требующая больших капиталовложений? Сегодня все чаще школа становится довольно автономным учреждением, когда центр контролирует только стратегические, принципиальные вопросы, а все конкретные решения принимаются на месте рядовыми сотрудниками. Насколько это выгодно. Одна ситуация в богатых странах, и совсем иначе обстоит дело в тех государствах, где денег не хватает, уровень неграмотности среди населения практически не уменьшается.

В интернете С пеленок

Очередное американское исследование о распространении компьютерной грамотности среди молодежи дало сенсационные результаты. В анкетировании участвовали более 58 тысяч детей в возрасте от трех до 18 лет. Никого не удивило, что в целом 91% опрошенных пользуются компьютером и около 60% выходят в Интернет. Трудно поверить в другое: 67% трехлетних детей уже имеют опыт общения с электронными машинами, причем 23% даже путешествовали по Сети. В детском саду (до пяти лет) компьютерщиков 80%, знакомых с Интернетом – 32%. Школьники практически все пользуются компьютерами (от 91% в начальной школе до 97% в старшей). В интернет-опыте различия заметнее. У младших школьников только 50% считают себя причастными к международной Сети, зато среди старше-
классников таких 80%. Главный тормоз на пути всеобщей “интернетизации” – бедность. Семьи с годовым доходом до 20 тысяч долларов (не много по американским меркам) почти вдвое реже предоставляют своим детям возможность путешествовать по Сети. Но компьютерный опыт приобретается американцами независимо от уровня благосостояния семьи – школы обеспечиваются техникой из расчета одна машина на трех-четырех учеников.
Возможно, скоро компьютеры и Интернет станут доступны даже младенцам. Правда, исследователи, приводя поразительные цифры, никак не оценивают возможные последствия этого явления. Какими вырастут малыши, с пеленок сидящие перед экраном, сжимающие в кулачках мышку, а не погремушку?

Государственная – не обязательно плохая

Частная школа учит лучше, чем государственная, – так думают большинство родителей. Об этом на первый взгляд свидетельствуют результаты экзаменов, тестирования, процент поступаемости выпускников в престижные вузы. Однако профессор штата Иллинойс Сара Лубенски решила проверить расхожую истину. Она разделила учеников разных по статусу школ (всего 28 тысяч подростков 15–18 лет) на четыре социальные группы – от детей обеспеченных образованных родителей до отпрысков из неблагополучных семей – и сравнила результаты экзаменов по математике внутри каждой группы. Оказалось, что питомцы государственных школ обучены лучше, чем их ровесники из частных учебных заведений. Особенно заметна эта разница среди ребят из низших социальных слоев.
Получается, что государственные школы, как правило, учат качественнее частных, просто неблагополучных детей у них гораздо больше. Вот и не могут они претендовать на высокое место в рейтинге.
Отдавая ребенка в дорогую частную гимназию, родители прежде всего выбирают не качество преподавания, а уютную, спокойную атмосферу, приличных одноклассников. Их можно понять. Все же хорошо, что приличное образование можно получить бесплатно, особенно если семья готова поддерживать ребенка.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru