Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ХОД КОНЕМ

ЕГЭ-2005: счета заблокированы
Два главных подрядчика проводят государственный экзамен на собственные средства

Похоже, завершение работ по единому госэкзамену находится под угрозой. Заблокированы счета Федерального центра тестирования, который проводит в России ЕГЭ. До сих пор не заключен контракт на проведение ЕГЭ и не выделены государственные средства на проведение экзамена. Более того: государство может вообще этот контракт не заключить…
20 мая, накануне первого ЕГЭ, руководитель Рособрнадзора и куратор эксперимента по ЕГЭ Виктор Болотов заверил читателей «Российской газеты»: «Все готово и к сдаче экзамена в традицонной форме, и к ЕГЭ… Но ЕГЭ – удовольствие действительно дорогое. В этом году наши совокупные расходы с регионами составили 400 миллионов рублей».
Похоже, утверждая, что «все готово», руководитель Рособрнадзора покривил душой. К 20 мая 400 миллионов на ЕГЭ не было. Был даже отложен конкурс на проведение компьютерного ЕГЭ: не нашлось скромных средств, позволивших бы провести экзамен для нескольких сотен человек.
Деньги на ЕГЭ выделяются по контракту. Контракт на проведение ЕГЭ переделывался в апреле, затем в мае. Теперь этот документ гуляет где-то между Рособразованием и Рособрнадзором.
Российские школьники уже сдали большую часть предметов ЕГЭ, но контракт все еще не заключен.
Денег – ни в Москве, ни в регионах – тоже не наблюдается.
Чиновники объясняют разумно: не надо обращать внимание; вышла накладка.
Мы уже писали о том, что после административной реформы (в результате которой из Министерства образования РФ возникли
Минобрнауки, Рособразование и Рособрнадзор), несколько подведомственных Минобразованию организаций должны были перерегистрироваться.
Среди них оказались две, занимающие ключевые позиции в подготовке и проведении ЕГЭ: Федеральный центр тестирования (ФЦТ) и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
Сначала Центр тестирования перешел в ведение Федерального агентства по образованию. Затем, сославшись на письмо Правительства РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки потребовала ФЦТ в свое подчинение.
«Я неоднократно предупреждал главу Рособрнадзора Виктора Болотова, что в период проведения ЕГЭ 2005 года реорганизация Центра тестирования недопустима, – заявляет директор ФЦТ Владимир Хлебников. – Нас не слушали. В результате Центр тестирования сменил учредителя и прошел перерегистрацию. После этого казначейство должно было дать нам новые счета. Для этого необходимо подтверждение Минфина. В Минфине сейчас заняты тем, что делают проект бюджета государства на три года вперед. Когда Центру тестирования удастся получить разрешение – непонятно! Нас предупредили, что пройдет не менее полутора месяцев».
В похожей ситуации оказался и Федеральный институт педагогических измерений.
«Вот уже полгода я не могу заплатить моим людям зарплату», – жалуется директор ФИПИ Андрей Ершов.
В институте у Ершова разрабатывают КИМы для ЕГЭ.
В ФИПИ постарались сделать все, чтобы не сорвать ЕГЭ 2005 года. Тестовые материалы были подготовлены, отправлены в Федеральный центр тестирования и распространены по регионам. Разработчики тестов свою работу выполнили, хотя денег не получили.
Центру тестирования, который отвечает за проведение ЕГЭ на территории России, приходится гораздо хуже: он свою работу доделать не успел.
На прошлой неделе на счетах у ФЦТ еще находились остатки средств от проведения платного централизованного тестирования. Сегодня Центр тестирования не может ни получить, ни снять деньги со своего расчетного счета.
С этого понедельника счет закрыт.
Июньская волна ЕГЭ еще не схлынула. Не сданы предметы ЕГЭ, оставленные на резервные дни (в целом их не более 5%). Не пришли еще результаты по массовым экзаменам – математике, физике и истории.
Организаторы ЕГЭ должны оплачивать фирме «Гарант-пост» доставку в регионы тестовых материалов, платить 200 сотрудникам, которые занимаются тиражированием, сканированием, упаковкой экзаменационных материалов для ЕГЭ. Кроме того, надо оплачивать услуги связи. Скоро окажется исчерпанным лимит Интернета.
ФЦТ объяснили: надо подождать, в Минфине делают проект бюджета, поэтому Минфин долго думает.
О чем думали руководители Рособрнадзора, срывая ЕГЭ 2005 года, – остается гадать.
«Мы будем проверять работы до тех пор, пока нам за неуплату не отключат связь с регионами, – заверил Владимир Хлебников. – Если случится внештатная ситуация со связью – представителям регионов придется самим везти в Москву компакт-диски с записями работ, сделанных на ЕГЭ. В ФЦТ мы их обработаем и выставим ребятам тестовые баллы. Другой возможности нет».
Надежды на то, что государство наконец вернет долги за ЕГЭ, никакой. Центру тестирования все равно не удастся получить эти деньги с заблокированных счетов.
Неуклюже проведенная бюрократическая операция по переходу организации от одного учредителя к другому способна покалечить будущее российских школьников.
Чью-то работу не смогут проверить вовремя, кто-то не получит свидетельство о сдаче ЕГЭ и не сможет поступить в вуз. Поскольку ЕГЭ – мероприятие глобальное, проводящееся с размахом, истцами может оказаться добрая половина страны.
Кто окажется ответчиком?
А никто.
В постановлении правительства от 2 марта 2005 года № 108 о проведении эксперимента по ЕГЭ читаем (п. 2): «Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки осуществлять инструктивно-методическое, организационно-технологическое, информационное обеспечение проведения в 2005 году эксперимента по ЕГЭ». Иными словами, Рособрнадзор не отвечает за финансирование ЕГЭ. В соответствии с постановлением правительства Федеральному агентству и региональным органам управления образования следует «провести мероприятия, обеспечивающие проведение в 2005
году эксперимента по введению ЕГЭ». Про финансирование тоже не говорится. Рособразование всегда возразит, что его сторона – чисто техническая: заключить контракт и перевести деньги.
Причины, по которым контракт заключается или не заключается, остаются на усмотрение Рособрнадзора или Минобрнауки, поэтому виноватых не будет.
ЕГЭ 2005 года расставил точки над «i»: Минобрнауки, Рособразование и Рособрнадзор, даже объединившись, не способны без сбоев провести такое масштабное мероприятие – единый федеральный экзамен.
Весь экзамен 2005 года – от составления заданий части А до проверки в Центре тестирования – проводится в долг.
«Я перестаю понимать, что такое ЕГЭ, – говорит директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов. – Нам говорили, что это – единый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ экзамен. Но какой же он государственный, если государство не желает за него отвечать, если он проводится за мой счет? Кто ответит за то, что на ЕГЭ не было выделено ни копейки денег? Министр образования и науки? Министр финансов?»
Организаторы ЕГЭ возмущались, когда в 2002 году деньги на ЕГЭ пришли в начале апреля. Им объяснили: накладка.
В 2004 с трудом разрулили ситуацию, когда финансирование было получено в конце мая.
Объяснили: накладка.
В 2005 году денег нет и в июне. Единый госэкзамен все еще не развалился.
Вероятно, накладка.

P.S. В последний вариант контракта на проведение ЕГЭ внесен пункт: если государственное финансирование не придет до 10 июня, Федеральный центр тестирования не несет ответственности за нарушение сроков ЕГЭ. Деньги не пришли. Это означает: последние экзамены ЕГЭ могут быть перенесены на июль или август.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru