Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Национальная идея – модная нынче тема. И хотя облаченные властью государственные мужи наперебой твердят: мол, как было бы здорово, если бы у всех нас при слове «Россия» возникало чувство личной сопричастности и немного першило в горле, пока что-то не слишком першит.
Потому что как раз власти-то и нечем подкрепить высокие слова о патриотизме и толерантности...

4.jpg (35227 bytes)

Неправое дело
На каком языке – вражды или мира – говорит сегодняшняя молодежь?
И почему подростки подвержены настроениям ксенофобии, этнической нетерпимости и агрессии

В нашей многонациональной, многоязычной и разнокультурной стране условием не просто развития и процветания, но самого ее существования является единство, толерантность и дружба народов. Лишь вместе, в единстве и мире, мы, граждане одной страны, сможем сделать ее великой и процветающей.
Но, увы, единства, мира и дружбы в нашем обществе куда меньше, чем хотелось бы и чем необходимо для жизни. Нас захлестывает вражда. Поиски врагов и виноватых, озлобленность и нетерпимость пронизывают умонастроения подростков и молодежи.
На каком языке – вражды или мира – говорит сегодняшняя молодежь? Почему у наших подростков сохраняются и даже усиливаются опасные настроения ксенофобии, этнической нетерпимости, агрессии к личности другого, чем-либо отличающегося от агрессора? Есть ли здесь вина СМИ? Каковы пути продвижения идей толерантности в молодежной среде?
Для обсуждения этих нелегких вопросов Агентство социальной информации совместно с Центром развития демократии и прав человека организовали круглый стол «Язык вражды в молодежной среде» и провели конференцию «Язык вражды в обществе, политике и СМИ». Участники – педагоги, психологи, социологи, правозащитники, представители организаций инвалидов – призвали общество приложить все усилия для преодоления враждебных молодежных настроений, задуматься о собственной вине за рост нетерпимости в обществе.
Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, заявил: «Когда происходят акты насилия на расовой почве, государство реагирует слабо. Зато на общественные потрясения государство отвечает таким жестким и прямолинейным закручиванием гаек, что молодежь воспринимает это как определенное послание, намекающее на допустимость нетерпимости. А нам нужен диалог, свободная общественная дискуссия, чтобы подспудные противоречия не выплескивались в агрессию».
Беда в том, продолжил Джибладзе, что в обществе отсутствуют моральные механизмы осуждения языка вражды. Необходимо, чтобы от общества шел четкий сигнал: вражда – это нарушение моральных норм, это абсолютно неприемлемо. Пока такого сигнала нет, каждый из нас в различных ситуациях может оказаться и реально оказывается объектом вражды и нетерпимости – по возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, состоянию здоровья, даже по манере одеваться или по музыкальным пристрастиям.
Молодежь очень восприимчива к негативным стереотипам – социальным, религиозным, этническим. Откуда они берутся? Увы, и семья и школа, и вуз и СМИ неустанно служат источником этих стереотипов.
«Даже мы, собираясь бороться с языком вражды, воспроизводим стереотип отвечать на борьбу борьбой, а задача в том, чтобы искать принципиально иные возможности, – попенял Александр Асмолов, руководитель федеральной целевой программы «Формирование установок толерантности и профилактики экстремизма в российском обществе». – Мы провели исследования “Интернет: толерантность и не-толерантность” в 93 городах. Результаты очень печальные. В Соединенных Штатах и Европе существует более тысячи сайтов, практикующих язык вражды, у нас их уже тоже почти тысяча при значительно меньшем распространении Интернета. Мы решили в ответ объявить конкурс сайтов толерантности. Отклики поступают очень активно, есть надежда вскоре воплотить идею в жизнь».
«Язык вражды ставит своей целью уничтожение оппонента, – поделился своими размышлениями Геннадий Рощупкин, глава СПИД-Фонда «Восток-Запад». – Враждебность к ВИЧ-инфицированным в этом смысле очень показательный пример. Как люди объясняют, почему им ненавистны ВИЧ-носители? А так: ВИЧ-инфицированные – сплошь наркоманы и проститутки. Это неправда, но стереотип живет. Негативное отношение к проституткам и наркоманам в соединении со страхом заразиться переносится на ВИЧ-позитивных, вот и готова вражда, которая буквально кипит. Ведь в обществе уровень знаний о ВИЧ/СПИДе крайне низок. Незнание – стереотипы – нетерпимость – вражда. Вот цепочка, которую необходимо разорвать, иначе будут продолжаться призывы к отказу ВИЧ-инфицированным в медицинской помощи, в праве на труд. Больных лишат и других прав, которые им, как и всем гражданам, гарантирует Конституция. Приходится слышать: зачем тратить деньги на помощь ВИЧ-инфицированным, когда у нас дети и пенсионеры бедствуют, у врачей и учителей нищенская зарплата? Такие высказывания и есть язык вражды в чистом виде. Так происходит стравливание различных групп населения и нарушение основополагающих статей Конституции о равенстве прав граждан. Это несет страшную угрозу».
Действительно, если сегодня мы решим, что ВИЧ-позитивные – люди второго сорта и помогать им не надо, то завтра по той же самой логике додумаемся до того, что не стоит тратить средства и силы на сердечников или онкологических больных, послезавтра – на беженцев и мигрантов, послепослезавтра – на инвалидов и стариков… А дальше? Вражда рано или поздно, но неизбежно приведет к войне всех против всех.
Проблема, однако, в том, что многие до сих пор понимают толерантность как соглашательство, беспринципность, бесхребетность, отсутствие собственной позиции. Тогда как нетерпимость и агрессия нередко предстают как выражение твердых убеждений. Потому-то перед каждым сторонником толерантности, и в первую очередь перед педагогом, встает наиважнейшая задача – показать подростку, как убежденное неприятие вредной, опасной, бесчеловечной позиции и четкое отстаивание своей точки зрения совмещается с ненасилием.
«Поиск идентичности, социального самоопределения у подростков на первом месте, – сказал Владимир Собкин, директор Центра социологии образования РАО. – Это и всегда было трудно, а для сегодняшнего тинейджера, который формируется в обстановке идеологической неопределенности, не имеет даже внятного образа “взрослого поведения”, но постоянно видит на телеэкране сцены насилия и агрессии: их частота ужасающа – каждые 12 минут днем, а к вечеру каждые шесть минут, – особенно сложно. При этом очень высок процент агрессии мужчин по отношению к женщинам, что крайне тревожно, так как снимает некое основополагающее табу с полоролевых норм. Поиск идентичности в подростковом периоде – во многом поиск половой идентичности, поэтому теледеформация отношения к женщинам разрушительна. Самый важный момент именно этот: ценностная неопределенность, разрушение полоролевых традиций куда опаснее, чем сиюминутная идеологическая напряженность».
Конечно, понять фундаментальные причины не-толерантности подростков важно. Но еще важнее обладать инструментом нейтрализации агрессивного поведения. Вот только узнать о нем не удалось – конференция как-то вдруг взяла и закончилась. Юрий Джибладзе грустно подытожил: «Как нам, практикам, транслировать толерантность в школе, где учатся разные по национальности дети? Да, кое-какие психологические программы-тренинги для помощи мигрантам существуют. Но у меня такое чувство, что мы чудовищно отстаем. Это же капля в море! А нетерпимость и ксенофобия нарастают…»

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru