Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Я ведь не могу сказать: учебник этот врет

История, история… Дискомфорт вызывает даже не ЕГЭ по истории, а какая-то неустроенность нашего предмета.
Сколько прожито с 1985 года! Это время само стало историей, и вот уже историки его описывают, политики перевирают. Или так: политики говорят, историки перевирают. Как будто не наша жизнь прожита, не мы жили этой жизнью, не мы сами были этим временем. Вот и думаешь: может, и правда нас не было? Как не было, слышали мы, античного мира, средних веков, Библии? А то, что было, было вовсе не так, как было, а совсем наоборот – так, как не было!... Может быть, вся история – хорошо подогнанные выдумки последующих поколений, и можно спорить только о том, хорошая это выдумка или нет, культурно ли написано, в тему ли, ко двору ли? И ладно бы, «бумага терпит», «уши не вянут»! Надо детей учить. Есть у детей, я бы сказал, какой-то здоровый реализм: они уверены, что история была и что можно знать о ней правду. Дети, подозрительно относящиеся к истории, говорящие «выдумки это все», – обычно неблагополучные, с тяжелыми душевными травмами. А дети, которые послушно повторяют вслед за учителем одно, вслед за учебником другое, а за другим учебником и учителем – третье, четвертое, пятое, эти дети либо безразличные, либо циничные.
Как нормальных детей учить? Я ведь не могу сказать: учебник этот врет. И нехорошо это, ведь писали его ученые люди. И знаний моих недостаточно, чтобы судить о фактах и интерпретациях так решительно: и читаем мы, учителя, меньше, чем нужно и чем хотелось бы, да и, признаться, какой методологией мы владеем? Слезы! Хотел бы научить детей самих докапываться до истины, но ведь это труд неподъемный. Где граница между самостоятельным поиском истины на уроке в форме игры и профанацией, поверхностной имитацией ответственного творческого процесса? Есть какая-то мера глубины и напряженности урока, с одной стороны, и его, урока, условной дидактической природы. Мне кажется, что соблюдение этой меры «притягивает» истину и отталкивает фальшь. Но как найти эту меру? Вот вопрос! У меня нет на него ответа, только интуиции, соображения. Разве этим наполнишь учебный процесс?

Борис ЛИПИН,
учитель истории
г. Вятка

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru