Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 85 
ДНЕВНИК УЧЕБНИКА
Как проводить апробацию учебной литературы 

Н.И.ГАБРУСЕВА,
заместитель директора Федерального центра
экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций
в образовании по вопросам экспертизы,
руководитель Департамента
экспертизы учебных изданий

Один год государственной апробации

Информационно-аналитический журнал. №1, 2005

В течение 2004/05 учебного года впервые в целях решения вопроса о присвоении учебникам грифа “Рекомендовано…” была проведена апробация (расширенная экспертиза) 49 учебников, представленных на экспертизу в Федеральный экспертный совет Минобразования России. Среди них – 16 учебников по истории, четыре учебника по обществознанию, один учебник по основам государства и права, 14 учебников по математике, один учебник по биологии, три учебника по химии, два учебника по русскому языку, один учебник по родной речи, один учебник по русскому языку в начальной школе. Учебники на экспертизу с целью присвоения грифа “Рекомендовано…” представили пять издательств: “Вербум-М”, “Дрофа”, “Мнемозина”, “Просвещение”, “Русское слово”.
Организации и проведению апробации предшествовала большая подготовительная работа по созданию документов, определяющих нормативное и правовое регулирование отношений между издательствами, Федеральным центром экспертизы, Федеральным экспертным советом, институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования, и методических рекомендаций по выполнению экспертных работ учителями и методистами-экспертами.
Апробация явилась третьей ступенью экспертизы учебных изданий, по результатам которой Федеральный экспертный совет принимал решение о рекомендации Минобрнауки России о присвоении учебникам грифа “Рекомендовано…”. Основной целью апробации (расширенной экспертизы) являлась оценка эффективности методического аппарата учебника, доступности его содержания, включая систему заданий, вопросов, практических и лабораторных работ и т.п., и соответствия языка изложения учебного материала возрастным особенностям учащихся.
Перечисленные аспекты экспертизы учебника не всегда возможно объективно оценить, не апробировав учебник в массовой практике обучения. Поэтому вовлечение в проведение экспертизы участников образовательного процесса – учителей, учащихся, опосредованно родителей учащихся, которые также имели возможность высказать свое мнение об учебнике, – явилось важным фактором в развитии отечественной системы экспертизы учебной литературы, направленной в условиях вариативной системы образования на реализацию задач повышения качества учебников.
Апробация проводилась в соответствии с Положением “О порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Минобразования Российской Федерации” и “О порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа “Рекомендовано…” (приказ Минобразования России от 09.07.2003 г. № 2959). С учетом последнего Федеральный центр экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании подписал соглашения с 49 региональными ИПКиПРО о сотрудничестве в области проведения экспертизы, включая апробацию, разработал инструкцию об организации и проведении апробации учебников, требования к составлению экспертного заключения. При участии научных сотрудников ИСИО РАО и АПКиПРО разработаны анкеты для учителей-экспертов и критерии оценки учебника учителем-экспертом в процессе апробации. Все проекты нормативных документов и методических материалов были обсуждены и одобрены Ассоциацией издателей “Российский учебник”, экспертами ФЭС, РАО и АПКиПРО.
Проблемы предстоящей расширенной экспертизы учебников обсуждались с руководителями и методистами ИПКиПРО во время интернет-совещаний: “Новые нормативные документы Минобразования РФ по учебному книгоизданию. О порядке присвоения грифов Минобразования РФ. О перечнях учебной литературы” 11 декабря 2003 года и “Проблемы экспертизы и выбора учебных изданий” 16 декабря 2004 года.
Третий этап экспертизы учебников – апробация (расширенная экспертиза), как и все предыдущие этапы – предварительная экспертиза, экспертиза на присвоение грифа “Допущено….”, – проводился по инициативе издательств. В письме-заявке издательств на проведение экспертизы учебника с целью присвоения ему грифа “Рекомендовано…” указывались регионы Российской Федерации (не менее пяти), в образовательных учреждениях которых учебник использовался в практике обучения. Срок использования учебника не имел значения, также не имело значения, входил ли он в число учебников, представляющих завершенную линию, или являлся частью незавершенной предметной линии.
Чем раньше издательство представит учебник на присвоение грифа “Рекомендовано…” и чем раньше он пройдет апробацию, тем больше возможностей у авторов и книгоиздателей выпустить качественные учебники.
Департамент экспертизы учебных изданий ФЦ ЭМТО в соответствии с разрешением, данным ему Департаментом госполитики в сфере образования МОН, определил по три субъекта Российской Федерации для проведения апробации (расширенной экспертизы) каждого учебника.
В каждом регионе учебник должен апробироваться не менее чем в пяти образовательных учреждениях, по возможности включая их разные типы и виды. По согласованию с Департаментом госполитики в сфере образования был установлен срок завершения апробации (расширенной экспертизы), включая подведение итогов – до 30 мая 2005 года.
В процесс расширенной экспертизы были включены 32 субъекта Российской Федерации. Первыми подтвердили свое участие в апробации 13 регионов: Ярославль, Псков, Республика Татарстан, Нижегородская область, Вологодская область, Хабаровский край, Московская область, Владимирская область, Республика Мордовия, Архангельская область, Республика Карелия, Санкт-Петербург, Пермская область, а позднее и все остальные: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Приморский край, Ставропольский край, г. Москва, Белгородская, Волгоградская, Калининградская, Курская, Новосибирская, Новгородская, Омская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская области.
Наибольшее количество учебников было апробировано в Республике Татарстан – 23 учебника, Вологодской области – 25, Ярославской области – 19, Волгоградской области – девять учебников.
Организацию работы по проведению апробации учебников осуществляли институты повышения квалификации и переподготовки работников образования. ИПКиПРО назначал методиста-эксперта, ответственного за проведение апробации, создавал группу учителей-экспертов из числа работающих или начинающих работать по представленному на расширенную экспертизу учебнику в соответствии с их желанием выступить в качестве экспертов.
Всего в апробации 49 учебников приняли участие 1060 учителей, 62 методиста ИПКиПРО, 50499 учащихся из 982 образовательных учреждений (из них – городских 796 и сельских 189).
Следует отметить, что среди учебников, направленных на расширенную экспертизу, были учебники, представляющие полную завершенную линию. Экспертизу таких учебников проводили одни и те же учителя.
Для оказания помощи методистам-экспертам в вопросах организации апробации были назначены консультанты из числа специалистов Департамента экспертизы учебных изданий и экспертов ФЭС. Апробация (расширенная экспертиза) проводилась в соответствии с планом-графиком, составленным методистом-экспертом и утвержденным ИПКиПРО.
Программа проведения расширенной экспертизы помимо самой апробации включала семинары-практикумы с участием авторов учебников по проблемам современных подходов к преподаванию предмета, реализованных в авторских концепциях, «круглые столы», посещение уроков, индивидуальные консультации учителей-экспертов, проведение контрольных срезов, тестирование и анкетирование учащихся, совещания учителей и методистов-экспертов по подведению промежуточных и итоговых результатов расширенной экспертизы. В процессе расширенной экспертизы учителя вели дневники, в которых делали записи оценки текстовых и внетекстовых компонентов учебника, замечаний и предложений по его доработке. По результатам экспертизы учителями-экспертами заполнялись анкеты, содержащие вопросы, отражающие критерии оценки качества учебника, и составлялся лист постраничных замечаний к учебнику.
Итоговым документом расширенной экспертизы учебника в каждом регионе являлось экспертное заключение, составленное методистом-экспертом на основании обобщенных результатов анкет учителей-экспертов и анализа постраничных замечаний к учебнику. Экспертное заключение содержало вывод о возможности (невозможности) рекомендовать к присвоению грифа “Рекомендовано…”. Экспертные заключения методистов-экспертов обсуждались на заседаниях кафедр соответствующих дисциплин и утверждались ученым советом институтов повышения квалификации. Материалы апробации (анкеты учителей, а также в ряде случаев и учащихся, списки постраничных замечаний к учебнику) и экспертные заключения методистов-экспертов направлялись ИПКиПРО в Федеральный экспертный совет для обсуждения и принятия окончательного решения о рекомендации Министерству образования и науки РФ о присвоении учебнику грифа “Рекомендовано…”.
На заседание секции ФЭС на каждый учебник представлялись три экспертных заключения из трех регионов Российской Федерации, заключение консультанта о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) и экспертное заключение члена секции Федерального экспертного совета. В работе заседания секции ФЭС принимали участие методисты-эксперты ИПКиПРО, на заседание приглашались авторы и издатели учебника. По итогам обсуждения результатов расширенной экспертизы принималось решение секций о возможности (невозможности) присвоения учебнику грифа “Рекомендовано…”. Экспертное заключение предметной секции и материалы рассмотрения были направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации для осуществления процедуры присвоения учебнику грифа “Рекомендовано…”.
Проведение расширенной экспертизы являлось своего рода и оценкой качества экспертной работы Федерального экспертного совета (как я уже отмечала, все учебники ранее проходили экспертизу, были одобрены ФЭС и получили гриф “Допущено…”).
Общие результаты расширенной экспертизы показали, что содержание всех апробируемых учебников реализует обязательный минимум программ по данному предмету и соответствует уровню подготовки учащихся на данной ступени обучения. Отбор содержания учебного материала, структура, последовательность, язык изложения в основном соответствуют возрастным особенностям учащихся. В целом отмечалось оптимальное соотношение обязательного и дополнительного учебного материала учебников. При оценке эффективности методического аппарата учебника использовались результаты контрольных срезов, которые свидетельствовали в большинстве случаев о достаточно высоком уровне усвоения учебного материала учащимися. Оценка воспитательного, культурологического, эстетического аспектов учебника также имела в целом позитивное значение.
Слабой стороной некоторых экспертируемых учебников оказалась практическая направленность содержания. Учителя-эксперты высказывали пожелания дополнить учебники схемами, примерами (в частности, экологической направленности), увеличить количество вопросов практического содержания, которые давали бы возможность учащимся оказаться перед проблемой выбора тех или иных решений. Авторы и издатели согласились с предложениями учителей-экспертов, и при переиздании учебников с грифом “Рекомендовано…” будут внесены необходимые дополнения и исправления.
Все 49 учебников по результатам расширенной экспертизы, проведенной учителями и методистами 32 регионов России, рекомендованы к присвоению грифа “Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации…” (три из них – после повторного рассмотрения оригинал-макета, доработанного по замечаниям учителей и методистов-экспертов). Апробация показала огромные конструктивные возможности экспертизы, направленные на совершенствование качества учебной литературы, необходимость вовлечения в процесс экспертизы основных экспертов учебников – учителей.
С особым удовольствием хотелось бы отметить четкую организационную, управленческую работу органов управления образованием и институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, Республики Карелии, Белгородской, Вологодской, Ярославской, Псковской, Ростовской, Нижегородской и др. областей и поблагодарить учителей и методистов, принимавших участие в расширенной экспертизе, за неформальное отношение к делу и высокий профессиональный уровень выполнения экспертных работ.

P.S. Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 28.04.2005 г. № 122 признало утратившим силу Положение о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования и Положение о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа “Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации” (приказ Минобразования России от 09.07.2003 г. № 2959). Минобрнауки РФ приказом от 27.04.2005 г. № 130 признал утратившим силу приказ Минобразования России от 24.05.2004 г. № 2335 “Об утверждении состава предметных секций по общему образованию Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации”. Экспертный орган при Министерстве образования – Федеральный экспертный совет прекратил свое существование.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru