Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО ДЕЛА

Остров шалашей под паутинным небом
Сто идей для пришкольного участка

Жутко не хотелось залезать в четыре школьные стены, когда начинался этот учебный год. И чтобы дать своим четвероклассникам возможность хотя бы мыслями удержаться в природе, мы с Татьяной Васильевной решили, что будем придумывать, как облагородить маленький кусочек школьного участка. Это была первая идея.
Вторая идея – идея рай-
ского сада. Она витает и у детей, и у взрослых. У меня, в частности. Вот уйду я на пенсию, уеду куда-нибудь и заложу свой сад для людей... Я не знаю, где это случится, но случится обязательно – мечта такая живая.
Нам, учителям, было это интересно, и мы предложили ребятам подумать над проектом переустройства школьного двора. Они ухватились. Мы еще много тем для проектных работ предлагали, но они ухватились именно за эту. Ведь хочется, чтобы вокруг школы было красиво и уютно, а в хорошую погоду можно было бы в «зеленом классе» заниматься.
У меня был такой пример – двор английской спецшколы рядом с домом, где живу. Года два назад там переасфальтировали весь школьный двор, большие посадки сделали: кусты, деревья. Всё профессионалы делали, много денег вложили. Третий год наблюдаю: что же ребята? А ничего, жизни нет. Даже скамеечки, которые поставили, пустуют, а по дорожкам, которые красиво провели, никто не бегает, а уж в классики и подавно никто не играет. Только на спортивной площадке и в субботу, и в воскресенье полный аншлаг. А вся эта красивость: клумбочки, дорожки к ним, камушки, цветочки... Дети к ним даже не подходят, и за всей этой красотой ухаживают приезжающие на машине работники. Но ведь то, что делают люди, которые здесь не живут, – это мертвое дело.
Мы с детьми сделали несколько макетов переустройства школьного двора. Конечно, были там вещи наивные. Но были и такие идеи, которые взрослые смогли уловить.
Был, например, один макет из соленого теста. Такой скульптурно-фонтанный. Был макет «Остров шалашей» – шалаши построены из разных материалов, а между ними тропинки. Это мы нашли в журнале статью с описанием выставки шалашей. Там, заходя в разные шалаши, человек погружается в различные состояния. Когда один наш не очень-то продвинутый ребенок, пересказывая эту статью ребятам, обратил их внимание именно на состояние людей, а не на внешний вид шалашей, я за него сильно порадовалась.
А еще была идея домов на деревьях – поразительно, как дети этим загорелись. Домам на деревьях было посвящено несколько моделей. Работали над таким проектом и две новенькие девочки из абсолютно традиционной школы. Они не понимали, что делать, как работать, когда работа не с учебником. Дать им учебник, дать упражнение – будут делать. А у нас было много литературы по садам и паркам (от глянцевых журналов до серьезных философских книг), и мы давали ребятам разные задания по этим книжкам, а не по учебникам. Много работали с эскизами, картами, масштабами. Искали, например, какой масштаб подобрать для того или иного макета. В итоге мы интуитивно, как мне потом сказали люди знающие, подобрали классический масштаб театральных декораций: один к тридцати. А всего-то хотели, чтобы макет разместился на двух столах!
Был макет «Паутинное небо». Идею мы поймали, разглядывая одну фотографию, где дизайнер показывал вариант оформления приусадебного участка, где жалко пилить большие деревья. А ведь под ними ничего, кроме травки, не растет. Между могучими деревьями он и натянул цветные переплетающиеся веревки и кое-где прицепил к ним совершенно неожиданные предметы: оранжевую тыкву, колесо велосипеда... Предметов немного, но они такие неожиданные, и всем нам фотография понравилась, в головах застряла. Мы тоже решили, что натянем веревки между большими деревьями нашего школьного двора. И еще сделаем полупрозрачный навес, маленький очаг (чтобы можно было разогревать чай), стульчики из березовых чурбачков... Это будет наш дворовый класс, дворовый театр. И кстати, мы решили, что именно этот проект сможем попробовать реализовать. Больше всего ребят и родителей проголосовало за воплощение в дворовую жизнь «Паутинного неба»!
Но все идеи были теплые, живые. Потому что было понятно – для чего. Если шалаши, то там можно играть. Если паутинное небо, то по лианам лазить...
Мне кажется, обустраивать свой сад на школьном дворе – чудесно. И это могло бы нас объединить. И детям нашлась бы работа, и учителям, и родителям. Надо только, чтобы вначале пришли мужчины-строители, которые могли бы сделать тяжелое дело: дренаж (участок у нас болотистый). Нужны первоначальные расчеты. Надо ветки подпилить у деревьев, что-то подсадить. Хочется поковыряться на практике, чтобы проект превратился в реальность. Хочется шалаши начать строить. Чтобы было много серьезных моментов, когда настоящее напряжение, настоящая жизнь.

Елена ТУБЕЛЬСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru