Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Вступающие на поприще
Дебютанты художественного кино: последователи или ниспровергатели?

Поразмышляем сегодня о первых шагах дебютантов в художественном кино. В фильмах начинающих довольно часто обнаруживаются следы предшественников, их замечают и во многих случаях оценивают как несамостоятельные. Иногда с одобрением: режиссер выбрал хороших учителей, часто с неудовольствием или снисходительной усмешкой – еще неизвестно, что из дебютанта вырастет и вырастет ли вообще.
Приблизительно так звучал хор мнений о картине Алексея Германа-младшего. «Последний поезд». Ничего, дескать, своего, нового, только перепевы мотивов и заимствование стиля отца – Алексея Германа-старшего. По «Последнему поезду» можно предположить и даже утверждать, что режиссер будет мастером, а будет ли автором – посмотрим. Пока выявлены художественные предпочтения и мировоззренческая позиция. Но это уже много, и это редкость. Не для поддержки Германа-младшего, он в ней вряд ли нуждается, а так, для порядка, вспомним, что юный Пушкин ничтоже сумняшеся использовал чужие стихи, делая их своими, заставляя авторов восторгаться и с изумлением понимать, что он нашел им много лучшее применение. Да что там юный! И зрелый Пушкин никогда не чурался обращений к творчеству других людей, не скрывал того, подчас подчеркивал – и был, несомненно, Пушкиным. Стендаль страницами переписывал тексты Мериме – чтобы не останавливаться, не тратиться на уже найденное, открытое, он должен был успеть найти себя, сказать свое. Плагиат – не то же, что выстраивание конструкции из материала, наилучшим образом придающего ей прочности. Как гнездо, например.
Еще один «династический» дебют – «4» Ильи Хржановского. Странно, но практически никто в связи с картиной не вспоминал о кровном родстве дебютанта с Андреем Хржановским, режиссером-аниматором с мировым именем. А придраться было бы к чему, если вспомнить, скажем, «Стеклянную гармонику», принесшую старшему Хржановскому славу и опалу, как оно чаще всего и случалось в былые, хочется надеяться, времена. Вернись они – «4» и на полку уложили бы, и слова, произносимые сейчас по поводу картины, были бы практически приговором молодому режиссеру. Дебютный фильм Ильи Хржановского одними воспринимается как выражение «искренней ненависти к России», другими как «событие, способное спасти Россию». Оба суждения, даже второе, вряд ли оставили бы надежду на скорое получение следующей постановки. Лет двадцать назад с совершенно других позиций, но сходными словами: «Россия на вывоз», «экспортный вариант» – обвиняли прогрессивные критики дебютный фильм Евгения Евтушенко «Детский сад». Обвиняли вполне обоснованно, абсолютно по делу. И абсолютно, как ныне, кажется, понятно, недопустимо по отношению к любой игровой картине. Любовь и ненависть перекликаются. У Блока сказано, что естественное для художника чувство – «святая ненависть к настоящему». Вот художник и рисует как рисуется. Оба фильма – старый «Детский сад» и новый «4», разнонаправленные по способу выражения чувств, – представляют собой яркие, красочные произведения.
Наверное, гораздо ближе по взглядам картине Хржановского «Пакостник» Тани Деткиной. Так и значится в титрах – Тани, что – как не понять? – знак. Чего? – во всяком случае, времени. Откуда-то пришло к нам такое укороченно фамильярное написание и вот приживается. Впрочем, приходит на память и Таня Теткина с ее рисунками («В огне брода нет»).
Так что же общего в «Пакостнике» и «4», при том, что внешне они практически антиподы? Атмосфера абсурда. У Хржановского – в избыточности путаниц-переплетений персонажей, обстоятельств, поступков. У Деткиной – в минимализме выразительных средств. Напряженные повторы, реплики невпопад, использование предметов не по назначению и тому подобное. Сразу и не поймешь, что же тут происходит. Хотя кто-то, посмотрев, картину несколько раз, вероятно, составил связную аннотацию фильма, в котором влюбленный юнец Пашка начинает как-то мелко и бессистемно пакостничать, муж Наташи и ее отец – пакостничать в ответ в надежде сжить наглого юнца со свету, а в результате все эти перемешавшиеся пакости выливаются в трагедию». Аннотация выпрямила историю до новой неузнаваемости, и все-таки она, вероятно, полезна, чтобы не испугаться при первом же столкновении с абсурди-
стской реальностью, воплощенной в нашей, как в никакой другой. Зачем? – для ответа имеет смысл бросить взгляд на окружающее. Здесь же заметим: автор аннотации прав, подведя дело к трагедии. Абсурд как направление почти всегда соприкасается с ней. Достаточно назвать Ионеско и Кафку. Правда, абсурд обычно выглядит чем-то простым, последовательно развивающимся у нас
на глазах. Странной
и страшной, но убеждающе конкретной действительностью. Этого Деткиной (пока) не хватает.
Можно ли хоть отчасти угадать направление поисков Деткиной в кино? Нет. Николай Лебедев, например, начинал со «Змеиного источника», в котором легко просматривался интерес и к абсурду, и к триллеру, к подчеркнуто не-
тривиальным решениям. А через несколько лет снял «Звезду». Видимо, нужны еще годы и фильмы, чтобы его картины создали (или не создали) некое единое художественное пространство.
Пожалуй, одним из самых ожидаемых режиссерских дебютов прошедшего сезона был фильм Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила». Трудно сказать, оправдал он ожидания или не очень. Это интересно тем, кому интересно. Это раздражает тех, кого раздражает. И вспоминается другая Рената Литвинова – автор неигрового фильма «Нет смерти для меня» о старших современницах, пяти актрисах – Татьяне Самойловой, Нонне Мордюковой, Татьяне Окуневской, Вере Васильевой, Лидии Смирновой. Невозможно представить себе более доброжелательного, деликатного
и чуткого собеседника. Кажется, с лег-
кой руки Литвиновой-режиссера каждая
из них сыграла еще одну очень хорошую роль.
Вот и судите о дебютах. Хорошо, что они есть, и хорошо, что их стоит смотреть, обсуждать, думать об их авторах и ждать продолжения.

Вера ИВАНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru