Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЧНИ

Военные сдают школы… Детям
В Чеченской Республике войска возвращают занятые ими здания образовательных учреждений

Для этого создана комиссия по освобождению объектов культуры, образования и науки, занимаемых силовыми структурами. Об этом сообщил агентству “Грозный-информ” начальник аппарата уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Хизар Межидов. Что эта инициатива властей означает для системы образования Чечни? На этот вопрос отвечает заместитель министра образования Сапи УЦИЕВ.

– В период боевых действий силовые структуры заняли порядка 15–16 объектов образования в Грозном, Ножай-Юртовском, Веденском, Шатойском, Аргунском районах. В настоящее время около половины учреждений освобождены, в том числе политехнический техникум и школа-интернат для глухих и слабослышащих детей. Насчет остальных получены гарантии от командования федеральных войск и комендатуры, что по мере возможности они также будут освобождаться. Вопрос находится под контролем правительства и лично президента Чеченской Республики Алу Алханова.
Надо сказать, что и школьники, и учащиеся ПТУ, и студенты вузов учатся с таким энтузиазмом, которого не было в благополучное, мирное время. Отчасти это объясняется тем, что школы, вузы, техникумы в последние годы превратились в своеобразные клубы, в места проведения культурных и досуговых мероприятий. Нашим подросткам и молодым людям некуда пойти, у нас нет парков культуры, кинотеатров. Кроме того, при школах организуются группы для детей до шести лет. Тем самым мы восполняем нехватку дошкольных учреждений в республике, поскольку во время войны было разрушено много детских садов, и теперь большинство из них арендуют помещения, не приспособленные для этих целей.

– Какую проблему вы считаете главной на сегодняшний день?
– Самая главная проблема – финансирование. С 2000 года действует федеральная целевая программа восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики, в которую включено 383 объекта образования. За 4 года удалось восстановить лишь порядка шестидесяти. Это очень низкий показатель, и нас не может не беспокоить тот факт, что реконструкция и ремонт образовательных учреждений происходят такими медленными темпами. Не хватает оборудования.
Тем не менее у нас такие же программы, как и во всей России. В рамках регионального компонента изучаются чеченский язык и литература, этика, психология, география, история республики.
В марте к нам приезжал министр образования и науки Андрей Фурсенко, который за время своего визита посетил несколько образовательных учреждений республики, остался очень доволен и даже высказался о том, что хорошо бы привезти сюда учителей из других регионов, с тем чтобы они поучились работать у наших педагогов. Речь шла не о применении каких-то инновационных технологий, а о том, что, несмотря на все трудности, лишения, нехватки, мы сумели создать максимум условий для обучения и работы.
Чеченские учителя вовремя получают зарплату, хотя кадров в школах, конечно, не хватает. Вся надежда на Грозненский педагогический институт.

– В состоянии ли вузы республики решить проблему кадрового дефицита в различных сферах народного хозяйства?
– Кроме педагогического, на территории Чечни действуют Государственный нефтяной институт и Государственный университет. Поскольку идет процесс восстановления республики, особо востребованы кадры в таких отраслях, как строительство, машиностроение, пищевая промышленность, транспорт, компьютеры и информационные технологии.
Местные вузы не в состоянии справиться с таким объемом задач.
Ежегодно около 500 выпускников чеченских школ получают целевые направления, чтобы продолжить образование за пределами республики. Их принимают 120 вузов и техникумов из 50–60 регионов.
Надеемся, большинство “целевиков” вернутся на родину. Это будет зависеть не только от их сознательности, но и от того, сколько рабочих мест мы для них создадим.

Беседовала
Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru