Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

“Всё сами и на скорую руку”
Впечатления учительницы, приглашенной племянником на выпускные торжества

В школе, где я до этого работала, все было достаточно формально. Почти как у нас, когда я сама училась в школе. Помнится, первый и второй уроки в этот день шли как обычно. А на третьем была церемония “последнего звонка”. Выпускники, все как один в белых фартучках и рубашечках, выстраивались в линеечку. Ну а линейка – она и есть линейка. Сами знаете.
Потом звенел “последний звонок” – и все шли дальше учиться. На четвертый и пятый уроки. (Это сейчас звучит смешно, а тогда казалось нормально.)
А потом, после уроков, мы всем классом шли в парк. Вот и всё.

Капризы моды

“Последний звонок” у моего племянника (английская государственная спецшкола) попал на субботу. Столько народу я не видела даже 1 сентября. Это был какой-то ужас. Три выпускных класса. На каждого выпускника по 4–5 родственников. Спортивный зал – битком (кто-то даже на шведской стенке все представление провисел). Кроме родителей – бабушки-дедушки, братья-сестры, друзья, бывшие выпускники…
И никто никого не предупредил, поэтому сначала публика расселась кто где захотел. А потом пришлось с боем освобождать первые три ряда для учителей и выпускников. И это было ужасно.
Первое, что бросалось в глаза, – это огромное количество шаров. И… одиннадцатиклассницы в коротеньких белых фартучках и с бантами на головах! Сейчас, оказывается, мода на это возвращается.
Но самая главная примета времени – все на видео снимают. Столько было видеокамер – просто жуть! И все всё всем загораживают, толкутся, мешают.
Среди снимающей толпы был один особо активный кавказец – маленький, а камера огромная. Ему пытались сказать, что он здесь не один такой. Так он: мне, мол, деньги заплатили, чтобы я снял профессионально. И всем стало ясно, кто тут будет “кино снимать”, а кто будет мыкаться, чтобы хоть как-то свое чадо увековечить…

Гимны и речи

Наконец врубается “Давно, друзья веселые...”. И под дикие крики зрителей в зал входят выпускники. Началась официальная часть: Гимн Москвы (причем полностью, без купюр), речи представителей от городской Думы (хорошо, что недолго) и так далее.
Потом экспромты-пожелания учителей. Все волнуются, все запинаются. Вроде выучить – нехорошо. А не выучишь – в такой-то накаленной обстановке надо быть большим профессионалом, чтобы хоть что-то вразумительное произнести.

Пародии и сценки

После речей начались выступления. Сначала свои сценки показывали десятиклассники. Запомнилась уборка класса. Текст (в стиле Шекспира) звучал очень смешно.
Наконец очередь дошла и до выпускных классов. Одни под караоке делали пародии на учителей. Другие показали пантомимы.
Было очень смешно, когда водой в ведре обозначалось количество знаний. Отличник зачерпнул трехлитровой банкой, второй – баночкой литровой, а третий – вообще стаканчиком. А последний подходит и “знания” из этого ведра маленькой клизмочкой начинает всасывать.

Прощальные самолетики

Потом все выпускники выстроились в хор, и каждому учителю на какой-нибудь известный мотив спели песенку собственного сочинения. Причем и стихи были очень приличные, и пели они достаточно хорошо. Родители всё удивлялись: “Как они этого добились?! Ведь буквально за несколько дней все было сделано!”
Мероприятие в 11 часов началось, а закончилось только около трех часов! Но все так терпеливо слушали. И маленькие дети выдержали (кроме одного, он не выдержал и заорал).
А когда в финале все запели прощальную песню, в зал стали пускать бумажные самолетики. Один приземлился мне на голову. Я развернула и прочитала: “Ты – будущий олигарх”.

Мило и несерьезно

Нужны ли разные сценки, спектакли на “последнем звонке”? Может быть, как раньше: линейка для выпускников, а потом опять уроки? Зачем время и силы перед выпускными экзаменами тратить?
Но раз уж такая традиция возникла, значит, она нужна. Значит, сами выпускники хотят. Их же никто не заставляет.
Правда, в соседней школе, я знаю, из года в год с января по март один учитель (историк) сначала сочиняет специальный сценарий. Потом в апреле начинает с избранными выпускниками целый спектакль готовить, чтобы на “последнем звонке” показать. Но выходит и помпезно, и скучно.
Другое дело, когда видно, что всё сами и на скорую руку. Когда каждый класс показывает свои незамысловатые капустники.
У нас, например, было мило и несерьезно. Было много всяких накладочек. Но благодаря непринужденной атмосфере все как-то сходило с рук.

А что на выпускном?

А после всего наш племянник, отпросившись у родителей, пошел вместе со всеми к какому-то мальчику домой. И вернулся только утром – первый раз в жизни. Правда, он все время был на проводе (по мобильнику).
И конечно, все обошлось. Но в семье так волновались, что потом долго рассказывали знакомым о том, как они “морально устали”.
А я все думала: а что же они будут делать на выпускном? Ведь прощальные сценарии уже сыграны, эмоции пережиты…
Впрочем, на выпускном главное – дискотека, стол и гулянье до утра…

Записал на диктофон
Вячеслав БУКАТОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru