Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2005

Первая тетрадь. Политика образования

УРОКИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ

“Не хотят они ничего сами делать...”

Сегодня почти в каждой школе России действует (или числится) своя детская организация. Про некоторые, правда, трудно сказать, как они называются.
– Это надо у старшей вожатой спросить, – дружно отвечают взрослые и дети, обязательно прибавляя: – У нас очень хорошая детская организация.
– Все ученики у нас ходят в трехцветных галстуках, – гордо говорит завуч, словно не замечая очевидного отсутствия галстуков на окружающих ребятишках.
– А что делают члены замечательной безымянной организации?
– Ходят к ветеранам, – мгновенно вспоминают учителя.
– Праздники устраивают, – подумав, неуверенно отвечают дети.
Вообще дети часто отвечают невпопад, не так, как хотелось бы педагогам.
А взрослые печально вздыхают и жалуются, что детям ничего не надо. Никак их не расшевелить. Ничего сами не делают. Монолог вожатой из маленькой сельской школы я записала на диктофон:
– Не хотят дети добровольно работать. Я их раскачиваю, раскачиваю – и ничего. Раньше как было? Пионерская организация общая. Единая политика, одна линия. А сейчас каждый сам по себе. Оторваны мы.
Вот читаю я белорусскую книжку. Так у них сохранилось пионерское движение. Без политики, но пионеры все равно идут вперед.
У нас каждой школе можно иметь свою общественную организацию. По положению мы должны добровольно принимать желающих. На заявительной основе. Вот они мне все заявления добровольно написали. Собрали конференцию, выбрали, кто за что отвечает. А никто ничего не делает.
Раньше какие-то сборы были. Идея была. А сейчас я не знаю, есть ли у нас в России единая организация, чтобы каждый ребенок в ней состоял и по ступенькам двигался. Вроде «Единой России». Только для детей.
Я хочу, чтобы они хотели сами. Хочу, чтоб пришли ко мне и сказали: давайте мы акцию проведем. А пока я предлагаю – они соглашаются. Добивает меня их пассивность.
Девочки еще самостоятельные, исполнительные. Школа на них держится. А мальчишек не заставишь. Чего им надо?
– А что бы вы хотели сами?
– Хорошо бы купить еще один магнитофон, в спортзал новое оборудование…
– Нет, не купить – сделать.
– Ну, я не знаю. Не думала никогда. Наверное, хотела бы ввести развивающее обучение. Я с методикой, конечно, незнакома. Но была один раз в школе, где по ней работают. Так мне дети понравились – свободные, говорят хорошо. Наши зажатые, слова не вытянешь, не улыбнутся. На уроке поднимешь, а посадить забудешь – так и будут стоять. Это потому, что у нас редко сторонние люди бывают, ребята не привыкли. Все время чего-то боятся.

Этот же монолог печально и растерянно повторяли сотни вожатых из разных школ, куда заносила меня судьба журналиста. Эти замечательные люди искренне не знают, что им делать, не понимают, почему не получается так, как раньше, надеются на возрождение мощной, единой, нерушимой организации, где все будут вместе, где все будут энергичны и счастливы, где все будет ясно и просто.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru