Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Кадры, снятые без дублей
Боевые будни фронтовых операторов

wpe49.jpg (12299 bytes)

«Нас было 252 – фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной – от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых – ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на “вес крови”. Теперь эта кинопленка на вес золота», – вспоминает о годах войны Семен Школьников, один из этих 252. Ему выпало на недавней церемонии «Ники» получать почетный приз, которым почтили героическую работу всех фронтовых операторов. В живых к этому моменту осталось лишь шестеро. На церемонию смогли прийти двое, другим не позволило здоровье. Заметим не без печали, что многие ушли из жизни, не дождавшись достойной оценки своего вклада в летопись войны: на экраны выходили фильмы, их создатели получали премии и звания, а главные творцы, под пулями добывавшие бесценный материал этих лент, даже не упоминались в титрах.
Напомним нынешним молодым, привычным к легкой цифровой видеокамере с мини-дивидишной кассетой, вмещающей час и более съемочного времени, что камеры тех лет были хотя и ручными, но тяжеленькими, пленка была 35-мм, кассета вмещала 30 метров – на минуту съемки, приходилось часто перезаряжаться, и порой под свинцовым дождем.
Материалы, снятые военными хроникерами, использовались и в выпусках кинохроники, и в больших полнометражных лентах, посвященных узловым событиям войны. Причем это была не просто фиксация того, что видел глаз кинокамеры, это был поиск художественного образа, эмоционально передающего зрителю суть событий, отношение к ним документалистов. Оператор Гольдштейн, один из тех, кто участвовал в съемках фильма «Битва за нашу советскую Украину», в недавнем украинском фильме «Путешественник без багажа» вспоминает с экрана, как формулировал им задачу Александр Довженко: «Снимите мне не залп «катюш». Снимите так, чтобы зритель увидел, что это сам Зевс-громовержец обрушил на врага всю мощь своего гнева».
Среди кадров, используемых сегодня в различных фильмах о войне, есть какое-то количество постановочных, есть кадры-реконструкции, снятые вскоре после войны, – чтобы восполнить по свежей памяти то, что было, но что не успели снять. Хроникеру-документалисту, как правило, неведомо, кто, когда, как использует снятый им кадр, в какой фильм он войдет, какое место займет в нем. И дублей в документальном кино (если, конечно, снимать по-настоящему) не бывает. Убитый не поднимается, чтобы заново получше упасть, а убитым может оказаться и сам оператор. «Многие фронтовые кинооператоры гибли только потому, что в руках вместо оружия держали камеру», – вспоминал о своих коллегах-товарищах Яков Местечкин.
В декабре ушедшего года провожали в последний путь Владислава Микошу, человека-легенду, по счастью дожившего до 95 лет. В годы войны где он только не снимал!
Микоша в едином лице совмещал профессии кинооператора, фотокорреспондента и журналиста (такими кроме него были лишь Роман Кармен и Марк Трояновский) – его репортажи с фронтов публиковали «Правда», «Известия», «Комсомолка». Его, тяжело контуженного, уже без сознания, последним вывезли из Севастополя на подлодке. Много позже, при форсировании Одера, он получит тяжелое ранение. В живых останется благодаря другу, фронтовому кинооператору Алексею Семину, тот вынес его из боя. А сколько еще раз Микоша бывал на шаткой грани жизни и смерти! В конце 1942 года на корабле “Пасифик гроуд” (“Тихая роща”) он чудом добрался до берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики.
А на обратном пути – уже через Тихий океан в порт Владивосток – Микоша вез в чемоданчике “Оскара”. Эту статуэтку вручили ему в Голливуде для передачи режиссерам фильма “Разгром немецких войск под Москвой” Леониду Варламову и Илье Копалину. Я не очень склонен доверять оценкам Американской киноакадемии и ее критериям. Это критерии прогнозируемой кассы, которую соберет фильм. Случалось, оскароносные лауреаты забывались так быстро, что лишь в справочнике значилось, что они вообще были. Но тогда это была не просто касса. Огромные очереди в кинотеатры говорили об отношении рядовых американцев не к таланту кинематографистов и прославленных звезд (последних в фильме и вовсе не было), а к героизму всего советского народа, нераздельной частью которого ощущали себя люди операторской профессии. Это был первый “Оскар”, полученный советским фильмом. И, лично мне кажется, достойный наибольшего уважения.

Александр ЛИПКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru