Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 84 
 

Борис СОКОЛОВ

Чудеса инженерной мысли

Низовский А.Ю. Сто великих чудес инженерной мысли.

Низовский А.Ю.
Сто великих чудес инженерной мысли.
М.: Вече, 2005

Книга Андрея Низовского пригодится как на уроках физики, так и на уроках истории. Она начинается с инженерных творений, опередивших свое время. К их числу отнесено, например, изобретение пороха, появившегося в древнем Китае еще в VII веке. Это изобретение стало побочным эффектом от поисков китайскими алхимиками эликсира бессмертия. Книга, в которой алхимик Сунь Сымяо впервые привел рецепт пороха, так и называлась: «Сочинение о пилюлях бессмертия». Но свое боевое применение в Китае порох нашел только в X веке – до этого его использовали только для фейерверков. Сначала для стрельбы использовали бамбуковые трубки. Из них вылетала струя горящего пороха, способная нанести ожоги противнику. Первое же примитивное бамбуковое ружье китайцы изобрели в 1259 году. К числу других явлений, во многом опередивших свое время, можно отнести и римские дороги, мало уступавшие современным шоссе, и «волшебные зеркала», изобретенные в Китае еще в V веке. Эти зеркала из бронзы под ярким солнечным светом позволяли видеть иероглифы, выгравированные на оборотной стороне. Поэтому по-китайски их название – «зеркало, пропускающее свет». Их секрет раскрыли в Европе только в середине прошлого века. Есть тут и рассказ о китайских же «волшебных повозках», безошибочно ориентировавшихся по сторонам света 1600 лет назад, т.е. являвшихся самыми первыми в мире гомеостатами. Конечно, в книге есть изобретения и более поздних эпох. В ней рассказывается о самых знаменитых дорогах, железных и шоссейных, мостах, плотинах, каналах, небоскребах, телевизионных башнях, арках и некоторых других нетрадиционных памятниках вроде наших Царь-колокола и Царь-пушки. Мало кто знает, что Царь-колоколов было два. Нынешний Царь-колокол, весящий более 200 тонн, имел своего предшественника, большой благовестный колокол Успенского собора, который отлил мастер Александр Григорьев. Он был поднят на Ивановскую колокольню в царствование Алексея Михайловича, но в 1701 году, во время сильного пожара, упал и разбился. Тогда в царствование Анны Иоанновны решили отлить новый колокол, в полтора раза тяжелее. Колокол отливали Иван Маторин и его сын Михаил. Первая попытка была неудачной, литейные печи спровоцировали пожар. В ходе дальнейших работ Маторин-старший умер, и отливку завершил 25 ноября 1735 года его сын, причем сам процесс отливки занял всего 1 час 12 минут. Однако уже законченный колокол оставался в яме вплоть до 1737 года, когда загорелись деревянные леса над ним, и в ходе тушения пожара, когда на раскаленный колокол лили холодную воду, от него откололся кусок в 11,5 тонны. Колокол так и остался в яме, и только в 1836 году архитектор Август Монферран поместил его на постамент и положил рядом язык длиной 4,2 метра, причем, как кажется, язык был от первого колокола, погибшего в 1701 году. А Царь-пушка, весящая более 39 тонн и имеющая калибр 890 мм, отлитая мастером Андреем Чоховым в 1586 году, знаменита тем, что… непригодна для стрельбы, поскольку у нее слишком тонкие стенки для тех пороховых зарядов, которые необходимо в нее помещать. Так что это лишь памятник литейного дела, но не боевое оружие. Также интересна история знаменитой Эйфелевой башни. Ведь первоначально, когда в 1886 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект к парижской Всемирной выставке 1889 года, проект металлической башни высотой почти 305 метров, разработанный инженером Гюставом Эйфелем, не имел еще никакого практического значения и должен был лишь стать символом новой индустриальной эпохи. Только в середине XX века башня стала гигантской радио- и телевизионной антенной. Так произведения чистого искусства могут со временем приносить пользу и в чисто практическом плане. Кстати, после выставки башню собирались демонтировать. И спасло ее только изобретение радио. Есть в книге и печальные примеры, в частности Байкало-Амурская магистраль. Она создавалась как дублер Транссиба на случай войны с Китаем, имеет самые длинные в мире скальные тоннели, но, завершенная лишь в 2001 году, она оказалась никому не нужна. Один Северо-Муйский тоннель строили 25 лет на глубине 1000 метров. Он обошелся в 50 человеческих жизней и в 500 миллионов долларов. Реальная же эксплуатация БАМа, по самым оптимистическим прогнозам, не начнется ранее 2025 года. Пока же магистраль приносит по 3 млрд долларов в год убытков, по ней проходит лишь 8 поездов в сутки, а бюджет стройки втрое превысил расчетный.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru