Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

День классного руководителя

Кто позаботится о сохранении неповторимой индивидуальности каждого ребенка? Увидит за отметками личность со своим внутренним миром, потребностями, проблемами? Классный руководитель! Он общается с учениками вне урока, готов понять и принять их возрастные особенности, желания, комплексы. Вести разговор не о физике и биологии, а о жизни, дружбе, добре и зле.
Но одних добрых намерений недостаточно. Классному руководителю нужно очень многое уметь, знать психологию, физиологию, философию, владеть разнообразными технологиями.
Вот почему в программу Дня классного руководителя были включены как общетеоретические лекции, так и практические семинары, мастер-классы, тренинги.
Татьяна Ковалева, научный директор Центра образовательных технологий, сначала в Большом зале рассказала о том, кто такие тьюторы, как возникла эта фигура в педагогическом мире, какая миссия на них, а затем в Паркетном зале провела «круглый стол», познакомив заинтересованных слушателей с конкретными примерами работы тьютора в массовой школе.
Классный руководитель – не занудный ментор. Лекциями и поучениями не многого добьешься. Поэтому марафонцы так живо участвовали в мастер-классе Марины Ермолаевой, преподавателя кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства.
Студентки, молодые учительницы и уже солидные педагогини охотно прыгали, составляли смешные аббревиатуры. Веселились сами и постепенно понимали, насколько многогранно пространство игры, какой ценный опыт, мощный импульс развития может получить ребенок, если игра выбрана педагогически точно.
На тренинг “Коммуникативные психотехники” под руководством Дмитрия Сорокова, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, пришли педагоги с разным профессиональным опытом. Но оказалось, многолетняя практика работы в школе не спасает от ошибок. Неосознанные стереотипы поведения порой провоцируют детскую агрессию, воздвигают стену непонимания между учителями и учениками.
Группа студентов МГППУ талантливо изображала непослушных свободолюбивых подростков, а учителя по очереди старались достучаться до сознания трудных детей. Наладить контакт, сделать так, чтобы тебя услышали, поняли.
О научных аспектах понимания шла речь на семинарах Ирины Демаковой, заведующей кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, и Ирины Хоменко, заведующей кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
Ни одна модель не будет эффективной, если она не учитывает возрастные, психофизиологические особенности ребенка. Пытаясь разобраться в этом, классные руководители, пришедшие на встречу с педагогом, врачом, писателем Ириной Соковней, три часа подряд не покидали зал. Как понять мотивы поведения ученика, выработать стратегию собственного поведения, чтобы не сломать, не навредить, а поддержать и воодушевить?
Тут без воодушевляющей педагогики не обойтись. О ней рассказал Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома “Первое сентября”, анализируя свой опыт ученика и педагога, сына и отца. Вспоминая людей, рядом с которыми “стал собой”.
На первый взгляд невозможно работать с целым классом и при этом видеть каждого отдельного ребенка. И нужно очень постараться, чтобы не позволить школе уравнять детей, подогнать их под стандарт. Стать для ребенка проводником в большой мир.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru