Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

День учителя литературы

Этот день на педагогических марафонах всегда был одним из самых напряженных и проблемных. Традицию продолжил и марафон-2005. Собравшиеся в Доме учителя педагоги заинтересованно и конструктивно обсудили самые насущные проблемы преподавания литературы в школе.
Круглый стол «ЕГЭ и проблема выпускных экзаменов-2005» вышел за рамки, обозначенные в названии. Педагоги аргументированно, резко говорили о крайне тревожной ситуации, которая сложилась сегодня не только с выпускными экзаменами по литературе, но и с самим преподаванием этого важнейшего предмета школьного курса. Выступающие были едины во мнении, что подлинная задача учителя литературы – сформировать вдумчивого читателя, умеющего обращаться с текстом и имеющего потребность обращаться к тексту. Как же так получилось, что эту принципиальную задачу отодвинула на второй план совсем другая, по сути, мелкая и частная, и проблема «сдавания» подменила собою проблему преподавания?
Зинаида Блинова, учительница из поселка Зима Владимирской области, в своем выступлении настаивала на том, что литература помогает ученику выжить и сохранить в себе человечность: «При изучении литературы дети занимаются собой, примеривают прочитанное на себя, равняются на высокие нравственные образцы. Сегодняшняя жизнь требует умения компетентно высказываться и строить доказательные тексты. Поэтому именно сочинение, этот опыт создания самостоятельных текстов, как никогда, необходим». Блиновой энергично возражал заслуженный учитель РФ Лев Айзерман: «Школьное сочинение давно перестало быть творчеством, оно хуже ЕГЭ и изложения, превратилось в отписку по образцам и шпаргалкам. Бороться против ЕГЭ ради сочинения не стоит, этот жанр утратил смысл. Мы должны отдавать себе отчет: заставлять детей читать под угрозой экзамена – безнадежное дело. Для экзамена они будут читать краткие пересказы, оболваниваться на курсах подготовки к сочинению. Мой опыт показывает, что лучше всего дело с литературой идет там, где у детей не будет сочинения и предмет этот сдавать не придется».
Но исключение литературы из сферы действия ЕГЭ приведет к тому, что этот предмет вообще уйдет из школьного курса. ЕГЭ профанирует преподавание литературы как литературы, а отказ от ЕГЭ окажется отказом от литературы в школе. Замкнутый круг!
Что же делать? Учителя и методисты не раз цитировали стихи, очень уж подходящие к ситуации с ЕГЭ: то дона Аминадо – «Так уж худо, что конец! А глядишь, назавтра – хуже!», то Александра Блока – «Да только замучит, проклятый, //Ни в чем не повинных ребят, //Годами рождений и смерти, //И ворохом скверных цитат».
Но выступавшие не ограничивались жалобами. Они с пониманием говорили о том, что порочный круг не удастся разорвать, пока учителя не почувствуют себя реальной силой, субъектами гражданского действия, способными изменить нетерпимое положение.
Потенциал для этого есть. И хотя политика Министерства образования привела к отчетливо негативным последствиям в деле преподавания литературы в школе, творчество учителей-словесников не иссякло. С огромным подъемом прошли занятия в мастер-классе учителя московской школы № 57 Юлия Халфина «Художественный мир Тургенева и его изучение в школе» и представление «Школьного поэтического театра», где выступили победители Московского городского конкурса учащихся.
Полные залы собрали встречи с представителями издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово». Издательство «Просвещение» порадовало словесников замечательной новостью: знаменитый исследователь творчества Достоевского Сергей Белов начал работу над словарем языка Достоевского.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru