Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Колонка редактора

Сплошное дежа вю: все те же призывы соединить нашу духовную красоту с достижениями их цивилизации…
Более всего меня, пожалуй, умиляет трогательное высокомерие нашей высокой договаривающейся стороны. У нас, понимаете ли, есть поговорка “Я с ним в разведку не пойду”, а они в разведки не ходили, если же ходили, то, наверное, исключительно за деньги и понятия не имеют, что такое фронтовое братство, а все их многочисленные книги и фильмы об этом, наверное, у нас же и списаны. Но то, что обычные ситуации у нас принимают фронтовую огласовку, можно ведь и по-другому интерпретировать: опасность дружеского предательства на протяжении всех семидесяти лет была не менее смертельной, чем предательство на фронте, и мы все эти годы ощущали себя на линии огня…
Как-то скучно перебирать всем известные страницы нашего светлого, человечного прошлого – с крепостным правом, продержавшимся с кратким перерывом
до 60-х годов ХIХ века, со средневековыми чертами оседлости для иноверцев, с продажностью чиновников, с бесчинствами тайной полиции, сильно поблекшими перед лицом бесчинств ее советских преемников, со “столыпинскими галстуками”, которые почему-то принято прощать светочу реформ, тогда как последних реформаторов готовы в землю закопать за любую провинность и все просчеты.
Но все это не отменяет реальной проблемы, от которой страницами нашей истории не отмахнешься.
На заре туманной юности, когда очень хочется на все мировые проблемы найти ясный однозначный ответ, я придумала одну гипотезу. То есть я ее, конечно, не придумала, а склеила из отрывков философских и исторических концепций и литературных впечатлений. Звучала она так: да, мы, жители России, производим на европейцев и американцев сильное впечатление своей открытостью, гостеприимством и способностью к глубоким дружеским отношениям – но это не потому, что мы отличаемся такими замечательными качествами от всех остальных народов мира, а потому, что мы находимся на определенной стадии развития цивилизации. За все надо платить, за прогресс – тоже; со временем мы подрастеряем эти дивные качества и точно так же, как они сегодня, будем умиляться и завидовать открытости, гостеприимству, верности друзьям каких-нибудь других, более отсталых народов.
Примерно так, кажется, считает Анна Вежбицка.
“Отсталость” в моей тогдашней логике, разумеется, помещалась в кавычки (как и сегодня это делает Игорь Чубайс), и начинался спор о том, что чего стоит и спросит ли нас кто-нибудь когда-нибудь, чего мы хотим на самом деле. В те времена практически любой серьезный разговор заканчивался спорами о смысле жизни (Господи, какая же я старая…).
Получается, Игорь Чубайс саму проблему сформулировал точно: как, присвоив блага цивилизации, не потерять нечто очень важное, то, что сегодня мы ценим очень высоко, способности к глубоким и верным отношениям, например. Есть, конечно, очень простой выход: перестать это ценить. Но так естественно хотеть, чтобы мы в будущем стали и богатыми, и счастливыми – по нынешним, а не по каким-то иным меркам.
Как? Лично я до сих пор этого не знаю, как и на заре туманной юности. Я даже не до конца уверена, что это в принципе возможно.
Вот Эрих Фромм, кажется, уверен. Он считает, что дело не в улучшении государственной системы, не в организованной борьбе за права личности и не в мудрости правительства. Он, по-моему, считает, что дело в каждом из нас.
Он человек западный и глубоко убежден, что каждый должен сам нести за себя ответственность. Более того, он уверен, что сумма таких маленьких личных решимостей может дать импульс новому направлению развития культуры.
Все знают: культура – это нечто очень большое и сильное, больше каждого из нас, больше одной человеческой жизни, это она задает правила и законы, точки отсчета и стратегии решения проблем отдельному человеку. Ребенок учится говорить – и вместе с языком усваивает определенный взгляд на мир, определенную его структуру, это происходит непроизвольно, бессознательно и тем еще крепче. Язык мой – мой враг, мой друг, мой господин. Никуда не денешься. А у культуры еще и помимо языка множество инструментов и агентов влияния…
Тогда, в юности, я могла себе позволить выйти из спора очень просто. Ладно, пусть это объективная закономерность, но она мне не нравится. Наверное, отрицать ее так же бессмысленно, как закон всемирного тяготения, но я не обязана любить закон всемирного тяготения. Я даже могу попробовать его обойти.
Эрих Фромм совсем не уверен, что наши потери столь же обязательны, как притяжение Земли. Может быть, он прав?

Ирина ПРУСС


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru