Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Первая тетрадь. Политика образования

НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

“В нашей работе необходим внешний аудит”

Говорит первый замдиректора ГНИИ ИТТ “Информика” Александр Иванников:

– Программа РЕОИС подходит к завершению. Возможно, в этом году будет приниматься решение об упразднении одних порталов и слиянии их с другими. Как определить, востребован ли тот или иной образовательный портал?
– Сегодня без труда можно сказать, какие из образовательных порталов часто посещаются. Это прежде всего портал издательства “Просвещение”, портал экономики образования ВШЭ, портал по открытому образованию и наш портал “Российское образование”, на который заходят от 20 до 40 тысяч посетителей в день. Однако посещаемость – не единственный критерий. Нужны порталы, которые созданы для более узкого круга потребителей, но решают важную задачу. Например, политически важный портал по образованию в странах СНГ.

– Но ведь сайты знакомств тоже являются посещаемыми. При чем здесь качество ресурса?..
– Согласен. Я лично, например, приложил руку к тому, чтобы пресечь попытки ставить на образовательных порталах рекламу. Ни рекламы телефонов, ни, разумеется, рекламы сайтов знакомств. Возьмите портал “5 ballоv.ru”, который у меня вызывает сильное разочарование. Там кроме информации по делу можно найти рефераты и даже знакомства. Но ведь есть же отдельные сайты, на которых выложены рефераты. Если мы хотим создать портал, чтобы занять молодежь, – это совсем другой подход! Пусть образовательный портал будет посуше, но преподаватель, которому нужно подготовиться к уроку, сможет найти на нем все, что ему понадобится. Например, на аналогичном американском портале висят планы уроков. Даже я, не будучи специалистом, мог бы провести урок по одному из этих планов. Что касается наших образовательных порталов, то сегодня мы имеем дело с чистым экспериментом: их посетители – это те, кто интересуется образованием. Их выбору можно доверять.

– Как вы видите подведение итогов программы РЕОИС?
– Если посмотреть результаты программы РЕОИС, наиболее востребованной является именно система порталов. На другие программы было потрачено на порядок больше денег, чем на порталы. Но именно порталы оказались реальным, работающим проектом. Если бы решение зависело от меня, я бы сократил количество образовательных порталов за счет их слияния. Если бы Министерство образования и науки и Рособразование поставили перед сообществом людей, делающих порталы, такую задачу, мы могли бы предложить, как сделать из полутора десятков образовательных порталов четыре или пять.

– Но, очевидно, Министерство образования и науки такой задачи до сих пор не поставило?
– К сожалению, нет. Люди, которые делают порталы, заинтересованы в том, чтобы порталы жили и финансировались дальше. Но для этого портал должен быть хорошим. Его нужно действительно наполнять, отслеживать мертвые ссылки, оплачивать труд каталогизаторов, которые ищут и выкладывают новые ресурсы. Когда четыре года назад была поставлена задача создания порталов, мы решали новую проблему. Сегодня создание порталов обошлось бы дешевле. Мы разработали портальную оболочку, которую распространяем бесплатно. С ее помощью каждая школа, вуз могут сделать свой портал. Теперь, когда портал может сделать каждый, главные затраты идут на его содержательное сопровождение.

– Если речь идет о порталах, которые не лидируют по количеству посещений, как бы вы предложили определить – устраивают ли они образовательное сообщество?
– Вполне возможно создать группу инспекторов, например из РАО, дать им грант и предложить проанализировать педагогическую составляющую портала. Да, это будет в известной степени субъективная оценка. Но наймите несколько экспертов из разных городов и организаций. Необходим внешний аудит.

– Но ведь есть мнения людей, которым нравится “5 ballоv.ru”?
– Пусть такое мнение существует. Я хочу лишь сказать, что в нашем портале заложена другая идеология. Мы разные.

– Как оценивается за рубежом эффективность работы образовательного портала?
– Такие порталы существуют в США, в Южной Америке. Очень развита эта система в Австралии. Но там не создано единого портала по образованию, там функционирует портал системы начального профессионального образования. У них принципы более простые: аттестация и аккредитация проводятся профессиональным сообществом. А работу портала оценивает специально назначенный комитет.

Александр ИВАННИКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru