Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Николай БУЛАЕВ:

«Никто не предполагал и не предполагает отменять отсрочки от службы в армии для студентов»

Николай БУЛАЕВПравительство внесло в Думу шесть законопроектов, изменяющих действующее законодательство в сфере образования и науки. Все они обсуждались на заседаниях общественных советов при комитете, а теперь Дума рассмотрит эти законопроекты в первом чтении.
На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель думского Комитета по образованию и науке Николай Булаев.

– Какие, по вашему мнению, из внесенных законопроектов будут приняты единогласно, а какие вызовут споры?
– По сравнению с другими наиболее подготовлены законопроекты об интеграции науки и образования и о двухуровневом высшем образовании*. В них, как принято говорить, меньше всего конфликтных зон. Но это не означает, что они пройдут на ура.
Возьмем, к примеру, первый законопроект. Он открывает для вузов и научных организаций новые возможности совместного использования материальных ресурсов. За счет этого должно повыситься качество подготовки специалистов.
Но есть в этом законопроекте одно положение, которое пока не поддержано вузовским сообществом. Это норма, разрешающая научным учреждениям заниматься образовательной деятельностью без каких бы то ни было ограничений.
Что касается законопроекта об установлении двух уровней высшего образования, то его название будет изменено. Вузовское сообщество настаивает на многоуровневой, а не двухуровневой системе, на том, чтобы сохранить наряду с бакалавриатом и магистратурой традиционные программы подготовки. Это особенно важно для технических и медицинских вузов: ведь подготовить квалифицированного врача или инженера за четыре года невозможно.

– Во время обсуждения этого законопроекта на заседании Общественного совета представители ЦК профсоюза работников народного образования и науки настаивали на том, чтобы в тексте документа было зафиксировано конкретное количество бюджетных мест, предусмотренных для подготовки бакалавров и магистров.
Второй момент, который вызвал много споров, касался сохранения льгот при поступлении в магистратуру. Удалось ли решить эти вопросы?

– Мы не стали указывать количество бюджетных мест. Предсказать, сколько людей поступит по конкурсу в магистратуру по окончании бакалавриата, очень трудно. Мы рискуем либо занизить, либо завысить планку. Что же касается льгот, то говорить о них применительно к магистратуре, на мой взгляд, некорректно. Среди претендентов на этот уровень образования должна быть одна категория льготников – самые умные и способные.

– Насколько нам известно, для разработчиков законопроекта об участии работодателей в образовательном процессе самым сложным был вопрос о том, как привлечь их к партнерству в сфере образования и какие стимулы для этого необходимы.
– Законопроект достаточно простой и ясный: работодатель участвует в прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечня специальностей, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля его качества (аттестации и аккредитации). Сегодня работодатели от всего этого отстранены, несмотря на то что лучше чиновников знают, сколько специалистов какой квалификации необходимо для той или иной отрасли.
Руководители предприятий и бизнес-структур сами заинтересованы в решении перечисленных выше вопросов. А если, как предлагают некоторые, прописать в законе, что они обязаны кого-то спонсировать, финансировать образовательные учреждения, законопроект навряд ли будет принят.

– С какой целью был разработан законопроект о льготах при поступлении в вузы для солдат-контрактников?
– Законопроект предусматривает для них право не только на внеконкурсное поступление, но и на выплату повышенной стипендии в течение всего периода обучения. Первый вопрос фактически решен в рамках действующего законодательства, второй является новшеством. Разработчики законопроекта полагают, что указанные привилегии станут важным стимулом для привлечения в армию солдат-контрактников. Размер стипендии пока не определен: в одном из вариантов его величина равна прожиточному минимуму. Это сейчас обсуждается с Минфином.
– Мешает ли позиция Минфина прохождению законов?
– Как только заходит речь о законах, требующих дополнительных государственных ассигнований, Минфин жестко ставит вопрос: насколько объективно произведены финансово-экономические расчеты?
Со своей стороны мы обязаны аргументированно доказать, что непринятие тех или иных законов, требующих дополнительных бюджетных расходов, может привести к опасным социальным и даже политическим последствиям.
А в целом позиция Минфина не может быть единственно контрольной и определяющей, потому что кроме нее необходимо учитывать мнения других корпоративных и профессиональных сообществ – вузовских, научных, интересы граждан, в конце концов.

– Законопроект об образовательных кредитах, который не входит в пакет правительственных, завис в воздухе именно по той причине, что относительно его концепции не удалось достигнуть согласия всех заинтересованных сторон?
– Образовательные кредиты – это одна из самых серьезных проблем, по которой на сегодняшний день, к сожалению, нет однозначного решения.
Сегодня студенты могут получать кредиты на образование только под очень высокие процентные ставки.

Разработчики законопроектов – инициативная группа депутатов и специалисты из Государственного университета ВШЭ – ставили перед собой задачу снизить до минимума процентную ставку (с нынешних 19 до 2–3%), чтобы сделать кредит выгодным и более доступным для потребителя.
Но в таком случае государство должно, во-первых, компенсировать банкам разницу, а во-вторых, взять на себя обязательства в случае невозврата кредита выпускником вуза (таких случаев, по прогнозам экономистов, будет немало).
Вся проблема в том, что государство не готово брать на себя ответственность, а банки не намерены рисковать.
И сегодня пока не удалось найти компромиссный вариант, устраивающий все стороны.

– Выступая на пресс-конференции в Госдуме, ваш заместитель Валентина Иванова говорила о необходимости введения государственных возвратных субсидий – такого способа распределения бюджетных средств на высшее образование, при котором выпускник вуза обязан либо отработать положенный срок по специальности, либо вернуть государству сумму, потраченную на его обучение. Но стоит ли возвращаться к жесткой системе распределения кадров в эпоху рыночных реформ?
– Такая идея обсуждается. И хотя реального воплощения в законопроекте она пока еще не получила, она достойна серьезного внимания, и вот почему. Проблема состоит в том, что государство тратит деньги на обучение специалистов, а отдачи не получает или получает ее не в полной мере. Речь в данном случае идет не только об учителях и врачах, но в большей степени об оборонной промышленности, которая нуждается в квалифицированных кадрах, как никогда. Поэтому такой закон должен быть. Другое дело – в каком виде. Навряд ли мы восстановим прежнюю систему распределения, нужно найти компромиссный вариант, учитывающий интересы личности, предприятия и государства: в оборонной промышленности много частных предприятий, выполняющих госзаказы.

– А как найти компромисс в решении проблемы с отсрочками от службы в армии? После известного заявления министра обороны Сергея Иванова многие испугались, что студентов заберут в армию, не дав им доучиться.
– Эти опасения беспочвенны, и сам Сергей Иванов их неоднократно опровергал. Никто не предполагал и не предполагает отменять отсрочки от службы в армии для студентов. У нас есть масса других отсрочек, которые нуждаются в ревизии с точки зрения их целесообразности.
С 2008 г. планируется переход на годичную службу в армии, поэтому военкоматам все равно, когда студенты отслужат этот срок – сейчас или по прошествии какого-то времени. Брать недоучек в армию невыгодно, поскольку, отслужив положенный срок, человек может не вернуться в вуз и деньги, израсходованные государством на его подготовку, пропадут.

* Шесть правительственных законопроектов, рассмотрение которых запланировано на весеннюю сессию:

  • Проект ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ “Об образовании” в части поправок, касающихся вопросов изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования»

  • Проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” и ФЗ “О высшем и послевузовском образовании” в части установления двух уровней высшего профессионального образования

  • Проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования)»

  • Проект ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы “О науке и государственной научной политике”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и в Закон РФ “Об образовании” (в части интеграции науки и образования)»

  • Проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ (в части обеспечения доступности высшего образования для лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ и в их воинских формированиях в воинском звании солдата, матроса, сержанта, старшины)»

  • Проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О науке и научно-технической политике» в части аккредитации научных организаций и статуса Академии наук РФ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru