Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Почему девятиклассники предпочли общеобразовательный класс?

«В Рыбинске некоторые школы «наваяли» профилей, а когда настала пора выбирать, оказалась, что у детей вовсе и нет потребности в самоопределении, а идет массовый запрос на традиционный «общеобразовательный профиль». К нам в центр лавиной пошли обращения от директоров школ: дайте простой и надежный диагностический инструментарий, способный помочь с выбором. Но разве может быть инструментарий, который совершит выбор за ребенка? Все, что может диагностика, – это показать, созрел или не созрел ребенок для самоопределения. Можно настроить множество мостов, но ребенок перейдет только тот, к которому он сам подошел».

Ирина Кузнецова,
директор областного центра
профессиональной ориентации “Ресурс”
г. Ярославль

«В прошлом году 25 девятиклассников решили пойти в химический профильный класс. Сейчас в этом классе осталось 16 учеников, остальные перешли в общеобразовательный. Почему? Да потому, что многие пошли сюда под влиянием родителей. Или по причине собственной наивности: когда их водили на «предпрофильную экскурсию» в университет,они смотрели восторженными глазами на химические приборы и манипуляции с веществами. А когда уже в десятом классе настало время серьезных занятий на химическом факультете университета, пришло разочарование».

Нина Федорова, учитель,
г. Краснодар

«Самостоятельно определиться в выборе профиля способны менее 10 процентов выпускников девятых классов. Правда, если в школе в течение нескольких лет проводится предпрофильная подготовка, число самоопределившихся учеников возрастает до 20–30 процентов. Но это в самом лучшем случае, когда в штате школы имеются квалифицированные психологи. А их имеет лишь треть школ края».

Андрей Подлеснов, директор
социально-психологического центра “Гелиос”
г. Краснодар

Что не учла концепция?

«В основе профильного обучения лежит элементарная схема линейного управления бездушными объектами. Идея профильного обучения построена на предпосылке, что человека можно уже в подростковом возрасте загнать в какую-то учебную колею, как патрон в патронник, а потом стрелять им, куда захочется. Не выйдет! Человек – система саморегулирующаяся, он сам себя строит по мере своего развития, и это развитие нелинейное».

Евгений Климов,
психолог

«К 17 годам у человека созревает такое важное качество, как умение видеть себя глазами других людей. Чтобы самоопределиться в выборе жизненного пути, человеку необходимо научиться соотносить свою ситуацию с требованиями социума. А еще важно, чтобы в период с 12 до 17 лет в окружении ребенка был взрослый, который являлся бы для него образцом самоопределения, в том числе профессионального. Если у ребенка нет возможности обсудить свои проблемы со взрослым, которому он доверяет, ему будет трудно освоить способы саморазвития и самоопределения. А этот момент полностью выпадает из концепции профильного обучения».

Татьяна Удина, директор центра психолого-медико-социального сопровождения “Содружество”
г. Чебоксары

«На создание лицеев при вузах есть заказ от государства. Это выгодно вузовским преподавателям, которые зарабатывают деньги. И родителям удобнее, чтобы профильные классы были при вузах. Некоторые родители так и говорят: никаких «профилей» в школах не надо, потому что ученики, которые уже самоопределились, выбирают лицей при интересующем их вузе, а те, кто никак не определится, не хотят никакой «углубленки» – им и стандартного набора учебных программ вполне достаточно».

Нина Кузнецова,
учитель математики и естествознания школы «Умка»
г. Новосибирск


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru