Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N82 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

А в библиотеках – Коровкин…

Одной из самых распространенных форм знакомства с новыми учебниками, методиками за прошедшее десятилетие стали издательские семинары, на которых сами авторы учебников встречаются и обсуждают профессиональные проблемы с педагогами. Такие семинары – хорошая возможность для учителей получить информацию об интересующем учебнике из первых рук. И обсудить в кулуарах наболевшие проблемы.
В ноябре в стенах Института повышения квалификации работников образования Московской области состоялся областной семинар по вопросам преподавания истории и обществознания под названием “Учебники издательства “Просвещение” – старт в новый век”. По словам руководителя кафедры истории Института повышения квалификации работников народного образования Московской области В.С.Шардакова, встречи подмосковных учителей с сотрудниками издательств и авторами учебников являются давней традицией института. В гостях уже побывали издательства “Русское слово”, “Дрофа”, “Мнемозина”, “Московский лицей”. Свои новые учебники представляли такие известные авторы, как Н.В.Загладин, С.И.Козленко, А.Н.Иоффе. Регулярно посещает институт академик РАО Л.Н.Боголюбов.
В работе семинаров участвовали работники образования более чем 70 муниципальных образований Московской области. Предполагается, что аналогичные семинары с участием авторов и издательств будут проводиться и в будущем. Открывая программу семинара, ректор института Л.Я.Олиференко поприветствовала собравшихся и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество с издательством “Просвещение”.
В течение двух дней семинара перед подмосковными учителями выступали представители издательства и авторы учебников. Перед учителями выступили такие авторы, как А.Н.Сахаров, А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, Е.И.Пивовар и другие.
Семинар стал местом обсуждения проблем истории, обществознания и методики преподавания. Особенно интересным было выступление авторов линии по всеобщей истории (под ред. А.О.Чубарьяна). Начало линии – один из лучших учебников для 5 класса В.И.Уколовой и Л.П.Маринович. В шестом классе новую линию продолжает учебник по истории средних веков, который уже представил сам автор – старший научный сотрудник ИВИ РАН В.А.Ведюшкин. Касаясь содержательного аспекта своего учебника, В.А.Ведюшкин сказал, что пора отрешиться от трактовки истории средневековья как периода дикости и невежества. Каждую эпоху следует рассматривать по ее вкладу в историю человечества. С этой точки зрения средние века ничуть не уступают античности. Современная политическая карта Европы в основных своих очертаниях сформировалась именно в средневековье, тогда же были заложены основы западноевропейских политических традиций. И конечно, тот мощный христианский импульс, который дала эта эпоха, определил все последующее развитие европейского мира.
Учебник построен в соответствии с проблемно-региональным подходом. В книге рассматриваются все регионы, включая Африку и доколумбову Америку. В новом, готовящемся издании учебника появится небольшой материал по средневековой Японии, включенный в параграф, рассказывающий о Дальнем Востоке. Но при всей значимости неевропейских цивилизаций, считает автор, на первом плане в курсе истории средних веков должны быть страны Западной и Восточной Европы.
Принципиальным для познания истории является вопрос: откуда мы все это знаем, в том числе и про средневековую эпоху? Необходимо доступно объяснить шестикласснику роль исторических источников. Поэтому в учебнике отведено место и для рассказа о возможностях археологии в изучении средневековья: археология многочисленных европейских замков, подводная археология (в книге пример – рассказ о затопленном французском городе ХI века) и т.д. Что же касается иллюстраций, то здесь автор особо подчеркнул, что они, за исключением двух-трех, являются подлинными документами средневековой эпохи, а не рисунками позднейшего времени. Каждый параграф завершается письменными источниками, которые снабжены вопросами и заданиями, зачастую проблемного характера.
В.А.Ведюшкин выделил несколько спорных историографических моментов, касающихся средневековой эпохи: спор о статусе средневекового города (противостоял ли он феодальному обществу или же был его органичной частью) и проблему оценки крестовых походов. И еще один вопрос (являющийся прежде всего методическим, но имеющий более глубокие корни) – это вопрос о месте Византии в учебнике средних веков. Что изучать шестикласснику после эпохи античности – скудный западный варварский мир или великое государство ромеев?
В настоящее время в исторической науке происходит переосмысление многих проблем. Появились и появляются новые направления исследований – гендерная история, история повседневности, изучение в историческом аспекте детства и старости и многое другое. Тем резче с таким пестрым историографическим фоном контрастирует падение в обществе интереса к истории и литературе, усугубляется, по мнению автора, уменьшением количества часов, отведенных на курс истории средних веков. Отношение всеобщей истории к отечественной в шестом классе, как 28 к 40, является несправедливой пропорцией. Много навредил курсу и переход на концентрическую систему, в результате чего история средних веков была опущена из седьмого в шестой класс. Итогом стал разрыв предметных связей с курсом географии: изучая средние века, дети не владеют элементарными картографическими знаниями и навыками.
В заключение В.А.Ведюшкин охарактеризовал методический аппарат учебника, подчеркнув при этом, что сохранена полная преемственность в методической структуре с книгой В.И.Уколовой и Л.П.Маринович для предыдущего, пятого класса. Вступительные вопросы в начале каждого параграфа, вопросы и задания на полях, цветные карты, сопоставительные ленты времени в каждом разделе учебника плюс методические рекомендации и рабочая тетрадь – все это призвано обеспечить максимально эффективную работу с учебником истории.

Отвечая на вопрос, сразу прозвучавший из зала – об отношении автора к концентрической системе построения курса истории, – В.А.Ведюшкин признал, что ему как учителю удобнее преподавать по линейной системе, что вызвало в зале бурную одобрительную реакцию.
Представляя свой учебник по новейшей истории зарубежных стран для 9 класса, Е.Ю.Сергеев посетовал на то, что в последнее время преобладает тенденция к сокращению часов, отведенных на всемирную историю. Последствия такого подхода могут оказаться печальными для российского общества: дети, недополучая информацию о других культурах и цивилизациях, вырастают не готовыми к восприятию Другого, становятся все менее толерантными, что приводит к напряжению в обществе, обострению межнациональных отношений.
В работе над учебником, считает Е.Ю.Сергеев, следует учитывать опыт других стран. Благодаря издательству “Просвещение” существует возможность общения с зарубежными коллегами – авторами учебников истории. Впрочем, механический перенос западных методических новаций на российскую почву вряд ли возможен: в отечественной традиции учебной литературы все-таки более принято работать с текстом, а не делать иллюстрации основным стержнем учебника, как это принято на Западе, считает автор.
Как стало ясно из последующих вопросов, в курсе новейшей истории зарубежных стран, как в отношении девятого, так и в отношении одиннадцатого класса, учителей волнует прежде всего проблема периодизации, а точнее, нижней границы периода. По их мнению, первые параграфы курса новейшей истории дублируют окончание курса новой истории. На этом вопросе остановился следующий выступающий – автор учебника по новейшей истории для одиннадцатого класса А.А.Улунян.
“Великая Октябрьская социалистическая революция” с некоторых пор исчезла как веха, отделявшая период новейшей истории от эпохи Нового времени. Это создало и для науки, и для школьного курса истории немалые трудности с периодизацией. В ответе на повторный вопрос из зала, что же все-таки считать точкой отсчета для новейшей истории, А.А.Улунян ответил, что, по его мнению, в качестве начала периода следует рассматривать образование в Европе военно-политических блоков, а не Первую мировую войну.
Авторам учебников истории пришлось также решать проблему “пространства зарубежной истории”. В истории стран СНГ был краткий момент существования в качестве независимых государств, в период между падением Российской империи и созданием СССР. Между тем жизнь Советского Союза оказалась по историческим меркам весьма кратковременной. А независимые государства, образовавшиеся после его распада, продолжают существовать, и тот небольшой миг их политической истории является для них весьма существенным фактором самоопределения. Поэтому представляется необходимым осветить в учебнике историю этих стран в соответствующем временном интервале.
Исходя из собственного опыта поездок по стране, авторы пришли к выводу, что серьезнейшей педагогической проблемой является огромный разрыв в уровне общей культуры и даже владения русским языком среди россиян. Поэтому особое внимание следует уделять развитию лексики школьников. От неверного словоупотребления исторической лексики происходят подчас большие беды.
Многочисленная учительская аудитория на всем протяжении семинара демонстрировала заинтересованность и благожелательное отношение к выступающим. А насыщенная семинарская программа провоцировала горячие обсуждения в кулуарах: когда же дойдут новые учебники до школы? Не секрет, что учителя в основной своей массе лишены возможности выбора учебной литературы. По свидетельству учителя школы №172 города Москвы Н.В.Чеченовой, сложилось парадоксальное положение: московские педагоги по сути дела не могут выбрать учебник в силу того, что им предписано пользоваться исключительно библиотечным фондом и не принуждать учащихся к покупке учебника. При этом ассортимент школьной библиотеки ограничивается одним, в лучшем случае двумя изданиями на параллель.
В Подмосковье, казалось бы, противоположная ситуация. Учителя полностью свободны в выборе учебника, но… “У меня не поднимается рука заставить детей купить новые учебники, зная материальное положение их родителей”, – говорит учитель школы-гимназии № 5, г. Юбилейный Р.П.Рябоконь. В библиотеках Подмосковья – книги старые (Коровкин для пятых классов, первое издание Данилова и Косулиной (для девятых). Некоторые учителя выразили сожаление, что им пока недоступно преподавание истории древнего мира по учебнику В.И.Уколовой и Л.П.Маринович и приходится довольствоваться тем, что есть в школьных библиотеках. Не составляют исключения школы, в которых дети учатся по учебникам, которыми пользовались еще их родители. Тем важнее для учителей подобные семинары, где научные и методические новации передаются, как говорится, из уст в уста.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru