Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Россия получила первые деньги из третьего займа Всемирного банка. 100 миллионов долларов будет направлено на проект “Информатизация системы образования”. Треть этих средств должно быть вложено в разработку и создание новых электронных образовательных ресурсов. Эта задача не так проста, как казалась в 2001 году, когда в России была запущена федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды” (РЕОИС). Несмотря на то, что в РЕОИС были вложены 56 миллиардов рублей, многого достигнуть не удалось. Главное – не удалось обеспечить школы современными электронными продуктами, которые отвечали бы новым требованиям к содержанию образования. О том, как не повторить ошибок прошлого, размышляют представители Всемирного банка и разработчики электронных образовательных продуктов.

Беседовала  Светлана КИРИЛЛОВА

Кирилл ВАСИЛЬЕВ, сотрудник Всемирного банка,
аналитик отдела социальных программ департамента по России:

“Это будет простой продукт, которым педагоги смогут пользоваться без труда”

Прежде чем НФПК объявит конкурс фирм-производителей и творческих коллективов на создание новых информационных ресурсов для школ, эксперты Всемирного банка уточняют, какими должны быть образовательные диски нового поколения.

– Какие ошибки прошлого следует учесть?
– В проекте “Информатизация системы образования“ мы стараемся опираться на опыт предшественников. Например, в свое время в РЕОИС (ФЦП “Развитие единой образовательной информационной среды”) в школы было поставлено много дисков, которые изначально были разработаны для домашнего пользования или для индивидуального обучения. Диски были неплохие, но учитель не всегда мог эффективно пользоваться ими во время урока: ему трудно было найти на диске нужный для него ресурс и еще труднее – распечатать его или продемонстрировать на уроке. Нередко отдельную фотографию было невозможно скопировать с диска. Со временем стала очевидной еще одна проблема: договоры с производителями дисков были заключены таким образом, что система образования получала право на свободное использование только всего диска целиком. При этом отдельные ресурсы: фотографии, видеофрагменты и т.д., содержащиеся на диске, государству не принадлежали... Получается, что пользователи не могли (не имели права) составить новый диск или интернет-коллекцию из ресурсов диска, за которые уже были заплачены бюджетные деньги! Этот урок также будет учтен в нашем новом проекте по информатизации. Предполагается поставить в школы информационные ресурсы совершенно другого дизайна. Например, по условиям одного из конкурсов, сначала будет разработано и закуплено несколько десятков тысяч элементарных объектов. Затем из них будет составлена единая, удобно организованная коллекция, или библиотека. Именно коллекция затем будет передана учителям.

– Воспользоваться этой коллекцией смогут все учителя России или только школы пилотных регионов?
– Мы предложим учителям два варианта доступа к коллекции. Во-первых, она будет вывешена в Интернете. Во-вторых, вариант коллекции, записанный на СD или DVD носителях, будет бесплатно распространяться по школам наших семи пилотных регионов. Диски будут также доступны любой российской школе, если регион, в котором она находится, или Министерство согласятся выделить деньги на тиражирование коллекции для своих школ. Каждый СD обойдется тогда бюджету в среднем в 30 рублей. Фактически это цена самого диска, то есть «болванки».

– Как вы представляете себе работу учителя с этой электронной коллекцией?
– Мы хотим, чтобы на диске присутствовали ресурсы для каждого конкретного урока. Возможно, по ряду тем и областей это будут только темы из учебного плана. Например, тема: законы Ньютона. Учитель физики берет диск для нужного класса, который называется «Коллекция ресурсов по физике, 9 класс». Он легко находит там нужный ему закон Ньютона, находит информацию об ученом, находит картинку, точнее, интерактивную модель, на которой можно менять параметры. С диска можно взять все то, что необходимо для использования на уроке. Кроме того, там будут коллекция текстов и задач, которые можно распечатать, материалы для индивидуальных занятий. Поэтому содержание диска можно будет использовать как для подготовки к уроку, так и во время урока. Это будет простой продукт, которым без труда сможет пользоваться каждый учитель.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru