Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Первая тетрадь. Политика образования


 

Беседовал  Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Эдуард ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник запаса:

“Они остались живы именно потому, что в каждом человеке видели человека”

Эдуард ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник запасаЭдуард Воробьев родился 25 октября 1938 года в Воронеже. В 1957 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. В 1961 году окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище с золотой медалью.
В 1985 году окончил Военную академию Генерального штаба с золотой медалью и был назначен командующим 38-й общевойсковой армией.
В октябре 1991 года стал заместителем главкома Сухопутных войск.
В 1992 году был командующим Объединенными миротворческими силами в Молдове.
В мае 1994 года “за достигнутые успехи в деле укрепления боевой мощи Вооруженных Сил РФ“ был награжден именным огнестрельным оружием.
В декабре 1994 года Эдуард Воробьев не принял командование операцией в Чечне “ввиду ее полной неподготовленности” и подал рапорт об увольнении из Вооруженных Сил РФ.
Дважды избирался в Государственную думу.

– Какие войска нужны сегодня России?
– Направления военной реформы обозначены. Есть документ, он называется «Основы государственной политики РФ в области военного строительства». Он рассчитан на период до 2010 г. И разрабатывается дальше – до 2015 г.
Другое дело, что преобразования не могут произойти в одночасье. У нас последний раз военная реформа была в 1924–1925 гг. под руководством Фрунзе. И даже появление войск стратегического назначения в 50-х годах не явилось для армии основанием для проведения военной реформы.
А здесь изменился общественно-экономический строй, сами цели вооруженных сил.
– ВМФ, ВВС, ракетные войска – служба в этих войсках связана с высокотехническими видами вооружений. Подготовка человека, чтобы он мог грамотно обращаться с этим оружием, должна занимать не два года…
– В мире сейчас существуют вооруженные силы, которые полностью комплектуются контрактниками. Есть укомплектованые по смешанному типу, а чисто призывных армий нет. Наши офицеры и прапорщики – это люди, которые, по сути, тоже заключают контракт с государством. Так что у нас смешанный тип комплектования. Что же касается рядового состава и младшего командного состава, то здесь преобладающее число людей, которые пока еще набираются по призыву. Только 22 тысячи рядовых и 12 тысяч младшего командного состава – контрактники. Мнения в стране, какой должен быть принцип набора, разошлись. Есть активные сторонники перехода на контрактную основу, к которому отношусь и я. А есть противники, в том числе и в вооруженных силах. Они считают, что такой принцип, который сложился у нас на сегодняшний день, обеспечивает выполнение задач. Мы же считаем, что вооруженные силы, которые будут укомплектованы по смешанному принципу, не имеют перспективы. По многим причинам. Одна из них: если наши вооруженные силы хотят быть современными, они должны обладать и современными видами вооружений. И работать с этим вооружением должны люди, которые смогут выжать из техники все, что в нее заложено конструктором. Армия должна быть укомплектована профессионалами.
– Но профессиональная армия дорога. Призывник обходится государству гораздо дешевле.
– Появление профессиональной армии дает возможность снижать численность вооруженных сил. Потому что качество повышается. На те средства, которые мы вкладываем в контрактника, этот контрактник дает значительно большую отдачу, чем призывник. Тем более если в стране престиж армии низок и желание служить возникает далеко не у каждого. Мы считаем, что армия, укомплектованная по принуждению, не может быть высокоэффективной и боеспособной. Я уже и не говорю о морально-психологическом климате в частях.
– Но чтобы быть привлекательной, служба в армии должна быть выгодной. Во всех смыслах.
– Еще в 95-м, 96-м годах я много работал с военными учеными. Один из них защищал закрытую диссертацию доктора наук на тему оптимальной численности вооруженных сил. И был сделан такой вывод: если наши вооруженные силы хотят быть на уровне вооруженных сил развитых стран Запада, то при выделении 3,5 процента от ВВП, (а мы никогда не достигали этого показателя), они должны быть укомплектованы современной техникой и вооружением, и численность вооруженных сил должна быть 600–700 тысяч человек. Это полностью профессиональные войска на контрактной основе. У нас же сегодня численность армии больше миллиона. А на ее нужды выделяется меньше 3,5 % от ВВП. Если эта цифра будет увеличиваться, то не на порядок. Вместе с тем, если задать вопрос: нужны ли России вооруженные силы? – наверное, ответ будет: да, нужны. Но если спросим: такие вооруженные силы, как сегодня, нужны России или нет? Думаю, ответ будет диаметрально противоположен.
Я сейчас внимательно изучал доклад министра обороны. В нем приводятся слова Президента: «Хочу сказать, что работу военного ведомства мы оцениваем удовлетворительно». Создается впечатление, что вроде все в порядке. А я смотрю на работу военного ведомства как военный человек: каково сегодня состояние вооруженных сил? Способны ли они выполнять задачу по своему предназначению?
На сегодняшний день только 64 процента даже боевых частей постоянной боевой готовности способны выполнять задачи по предназначению. А они составляют не более 10 процентов от всей численности вооруженных сил.
Но главная проблема состоит вот в чем. Основу боеспособности вооруженных сил составляет боевой потенциал. Он включает в себя оснащение современной техникой и вооружением, подготовку личного состава и морально-психологический дух этих людей. На сегодняшний день мы открыто признаем, что укомплектованность современной техникой и вооружением у нас 15–20 процентов.
Вот министр обороны в своем докладе говорит: мы провели учения «Мобильность-2004» и так далее. А в интервью «МК» начальник Главного управления боевой подготовки ВС назвал их показухой. Людей на эти учения с использованием армейской авиации привезли, протрубили об этом, а потом полтора месяца не могли их обратно вывезти. Этот генерал-полковник Стародубов говорит, что значительная часть командиров полков потеряли навыки обучения своих подчиненных – командиров батальонов. У них нет опыта. Командиры батальонов, в свою очередь,– ротных, а ротные – взводных. Стародубов делает жесткий вывод – неуч обучает неуча. А нужно ли увеличивать средства на эту боевую подготовку, если неуч учит неуча?
Кроме того, снижается и морально-психологический настрой личного состава. Это выражается в неуставных отношениях и совершении различных преступлений. Вот в 2003 году количество преступлений в связи с неуставными отношениями было 1200, сейчас – 900. Но это же 900 преступлений. Правонарушений – 11,5 тысячи. Осуждены 6140 человек, из них – 807 офицеров. То есть те люди, которые должны быть проводниками законности в вооруженных силах, которые облеченны правом единоначалия, – эти люди становятся правонарушителями, их привлекают к уголовной ответственности. Это серьезный повод для тревоги.
Поэтому нужно принимать политическое решение о повышении привлекательности военной службы, прежде всего через увеличение денежного довольствия и обеспеченности жильем. Тогда перед армией можно будет ставить очень серьезные задачи. И требовательность повышать, и ответственность. А для того, чтобы та червоточина, которая сейчас есть в вооруженных силах, была искоренена, необходимо провести массовую, полную переаттестацию офицерского состава. Начиная не снизу, а сверху.
– То, что огласил министр Иванов, – к 2007 году часть войск, силы быстрого реагирования, переводятся на контракт, а остальные комплектуются по призыву, причем срок службы будет сокращен до года, - по сути является смешанным вариантом...
– Это не решение проблемы. Шесть месяцев человек будет проходить подготовку и получать военно-учетную специальность в учебном подразделении. Но какие же задачи он будет потом выполнять, если ему до конца службы осталось шесть месяцев?
Я сторонник того, чтобы перевести на контрактную основу младший командный состав, это унтер-офицеры, на них держится армия. И с них надо будет строго спрашивать, если их нормально социально обеспечить.
– Если будет принято решение о переходе на профессиональную армию, обладаем ли мы такими учебными мощностями, чтобы за короткий срок подготовить такое количество профессионального младшего командного состава?
– Мы говорим о том, что в мирное время должны существовать, если можно так сказать, две армии. Одна регулярная, а другая учебная. Вас призывают на службу в вооруженные силы. Но не в регулярную армию, которая укомплектована контрактниками, а в учебные подразделения и части, которые существуют сейчас. В течение шести месяцев учитесь там. Получаете подготовку по военно-учетной специальности. А потом перед вами развилка: если появляется желание продолжать службу в вооруженных силах, вы пишете рапорт-заявление и уходите в эту регулярную армию как контрактник. Как рядовой или на командную должность, но тогда вам придется пройти дополнительную подготовку. А если вы этого не желаете, то увольняетесь в запас и становитесь военнообязанным запаса.
Сегодня в одном подразделении могут быть и контрактники, и призывники. Это создает не только низкий морально-психологический климат. Контрактник имеет одну подготовку, а призывник пришел туда на один год, а через год ушел, потом следующий – боевая готовность подразделения не повышается.
– Одна из главных проблем сейчас – отношения общества и армии. Сейчас облик армии практически полностью негативен. Без тех радикальных преобразований, которые вы предлагаете, возможно ли как-то изменить эту ситуацию? Вот министр Иванов говорит о создании военного телеканала «Звезда». Может быть, этот канал исправит положение?
– Здесь должен быть комплексный подход. Я не против канала «Звезда», надо учить на положительном примере. Но и само военное ведомство, костяк которого составляет офицерский состав, должно каждый день показывать обществу, что люди, которые служат там, это люди, соблюдающие закон. Это люди, которые в каждом человеке видят личность. Солдата не называют на «ты». Воинская дисциплина – это точное и строгое соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинским уставом. И это относится ко всем. Начиная от министра и заканчивая рядовым.
– Как вы считаете, необходим ли гражданский контроль над армией? Диалог между обществом и армией?
– Когда в СМИ стали появляться публикации о неуставных отношениях, Главное военно-политическое управление возмутилось – армию хают и так далее. Но если бы то же самое управление сказало: товарищи дорогие, давайте вместе будем вести борьбу с этим злом, был бы совершенно другой эффект. А так те, кто был носителем этих неуставных отношений, почувствовали, что наверху статьи в СМИ воспринимаются как поклеп на Вооруженные Силы, и поняли – создана крыша для таких действий.
Одной из структур, которая могла бы осуществлять гражданский контроль над армией, может стать Общественная палата, которую сейчас пытаются создать. Но ей нужно предоставить определенные полномочия: посылать запросы, кого-то подключать, чтобы провели проверки, или самостоятельно это делать. Как обычно происходит проверка? Беседуют с командованием, смотрят отчетные документы, а потом беседуют с командирами, с личным составом. Главное – не делать это на смотрах. Вывешиваются специальные ящики для жалоб и заявлений. Анонимные. И не на плацу, чтобы всех, кто подошел, фиксировали через бинокль. Я проводил такие проверки, будучи командиром полка. И мы получали такие сигналы! Если бы не эта информация, могли бы быть пожары, уходы не только с автоматом, но и угоны танков. Чтобы подобного не происходило, нужно создавать обстановку в коллективе. Важно, чтобы личный состав верил командованию.
Мне очень повезло – я начал служить, когда командирами были фронтовики. Это те люди, которых война отшлифовала, они остались живы именно из-за того, что в каждом человеке видели человека.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru