Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Что можно сказать про семилетнего Тимошу? Аутист? Или все-таки нет? Вроде бы налицо аутистический спектр. А это, собственно, что? Как родителям разобраться в том, что означает этот непростой для постановки диагноз? Как выбрать, какому специалисту доверять? И доверять ли самому себе? И друзьям, которые не скупятся на мудрые советы?
Надеемся, что публикация переписки отца «странного» ребенка со своим другом, школьной учительницей, поможет вам, дорогие родители и педагоги, в ваших наблюдениях за ребенком с проблемами в общении. И подскажет, как помочь ему.

А вдруг ты что-то посоветуешь?
Из письма Андрея Самойленко Марии Егоровой

«…Дело в том, что Тимоша, если и аутист, то совсем нетипичный. Соответственно и мнения специалистов расползаются, как тараканы.
Психотерапевт (с первого взгляда): «Никаких сомнений».
Логопед (республиканского уровня), который занимается с ним полтора года два раза в неделю: «Безусловно, проявления есть».
Профессор (видел Тимошу два раза): «Ничего не заподозрил».
Конечно, у меня есть своя версия. Аутизм определяется по проявлениям (соответственно не говорит и уходит в себя), но не по действующим факторам, дающим эти проявления. На самом деле исходные факторы накладываются на характер, тонус, энергетику, внешние обстоятельства и могут давать очень разные проявления.

Предположительные факторы:
1. Изменение организации мышления, мыслительных связей.
2. Отсутствие или ослабление обязательной для формирования человеческого мышления подсознательной мотивации – борьбы за место в социуме и метода подражания как средства формирования мышления.
3. Не имея этой активности, мозг порождает какую-то другую в неизвестном направлении (так, у слепых развивается осязание).
Если эти факторы накладываются на нормальное существо, следствием оказывается уход внутрь.
Не то Тимоша. Он абсолютный Самойленко с соответствующими признаками: энергетикой, тонусом, самоуверенностью, нахальством. Если на этот материал наложить исходные факторы, получается как бы и не аутист.

Тимошины свойства:
Умственные положительные.
Почти абсолютная память (по тем предметам, которые его интересуют).
Мгновенная реакция: зайдя на кухню, он быстро вычисляет новую коробочку где-нибудь на дальней полке.
Легко и самостоятельно обучается всему, что управляется кнопками, ручками, ключами.
Интуиция: не дотронется до конфеты, если в нее подсунули таблетку; когда логопед переехала в другой кабинет, он лишь на секунду остановился около старой двери, потом уверенно пошел в конец коридора в новый кабинет.
Умственные отрицательные.
Не систематизирует, не классифицирует. Знает цифры, их порядок, но не как последовательность символов. «Дай цифру три» – не может. Почти то же и с буквами.
Аутичные.
Грызет пальцы, машет руками.
Любит повторяющиеся вещи (если в книге встречается рисунок, точно повторяющий обложку, – высший кайф).
Большой консерватор: все должно быть так, как заведено.
Не понимает, чего от него хотят.
Эхолалия: повторяет сказанное, даже полную чушь.
Может не попроситься в туалет, умыться в ведре с грязной водой, и прочая бытовая дичь.
Трудно дается речь – как иностранный язык и тяжелая работа.
Не интересуется игрушками. Лучше кастрюли, молотки, вантуз.
Осторожен, здорово побаивается кататься на каруселях и лошадях.
Детей почти не замечает (может и поиграть, но как бы сам по себе), может нечаянно затоптать (он крупный).
Общее умственное развитие отстает (в том смысле, как его понимают в методических пособиях). Возможность пойти в школу хотя бы для отсталых даже не рассматривается. Вариант нереальный.
Неаутичные.
Всегда в хорошем настроении. Часто в очень хорошем (если здоров и сыт). Логопед говорит, что Тимоша – единственный из известных ей счастливых людей.
Никакого желания к уединению (но и к навязыванию общения тоже).
Интенсивный интерес к окружающему: когда едем в машине, отвлечь его почти невозможно, настолько он сосредоточен осмотром местности, но интерес только наблюдательный.
Людей совсем не боится. Ему ничего не стоит подойти к чужому человеку и обнять, если человек понравился. Люди пугаются.
Заводит отношения с людьми (воспитатели, знакомые), вплоть до характерных обнималок. Обламывает взрослых запросто. При этом ничего особенного не делает, никаких подлизываний, заискиваний.
Не капризен. Хотя то, как к нему относятся в семье, нормального ребенка привело бы к полной распоясанности.
Абсолютное отсутствие агрессии. Ни одного намека. Скорее это ненормальность, так как у детей всегда есть элемент агрессии.
На лице нет признаков ненормальности и отсталости. Совсем не вызывает жалости.
Итого: в неаутичных признаках как раз больше примет отклонения от нормальности.

…Все это я написал для того, чтобы: а вдруг ты сможешь посоветовать нам, как вести себя с ребенком, как выстроить работу с ним?
Погляди на все с точки зрения педагогической науки, а?..»

Минск – Москва


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru