Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Мы продолжаем разговор о результатах международного исследования PISA. И о более чем характерной реакции на эти результаты со стороны российских чиновников. Действительно: зачем нам какие-то международные результаты, когда мы и так знаем, что наше образование – лучшее в мире.
Ведь никто не усваивает российские образовательные программы лучше российских школьников!
И ведь правда никто.

Отвергнуть нельзя попробовать?
Учителя готовы испытать свои силы в международном проекте

Публикации о печальных результатах PISA вызывают у наших учителей самую разную реакцию. Большинство не верит. «Быть того не может!» И начинается разговор об особой ментальности, о потрясающей смекалке русского человека. Просто сообразительные дети не понимают «тупых американских вопросов».
Хотя почему американских? Между прочим, в придумывании заданий для PISA участвует полмира. Те, кого волнует связь школьной премудрости с реальной жизнью.
«Там же все элементарно, – недоумевает преподаватель математики с университетским образованием, – сравнить два столбика на диаграмме, проанализировать примитивный график... Да у меня ученики щелкают задачки посложнее!»
Замечательно! Но одно дело – «щелкать» учебные задачки, и совсем другое – уметь разбираться в хитросплетениях той информации, которая ежедневно обрушивается на человека отнюдь не в учебном формате. Как разобраться в условиях банковского кредита? Можно ли верить наукообразному рекламному ролику? Вроде бы те же графики, что и в учебнике алгебры, но многие ли выпускники наших школ понимают жизненный смысл полученных в школе знаний?
Одна любознательная московская учительница (поначалу тоже не поверившая, что российские подростки не справились с элементарными, на ее взгляд, вопросами) взяла несколько опубликованных в прессе заданий PISA и предложила их своим десятиклассникам – обыкновенным, не «элитным», не «профильным», не «углубленным». Узнав, что это не очередная контрольная с оценочными последствиями, а тестирование международного проекта (!), ребята углубились в работу. Некоторые задачки они решали с ходу, над некоторыми вопросами зависали в растерянности: слишком просто, наверняка подвох...
С графиками и диаграммами десятиклассники справились неплохо. А вот, например, вопрос «Почему день сменяет ночь?» для многих оказался слишком сложным…
В целом результаты частного эксперимента в одной из московских школ оказались чуть выше общероссийских. И школа дружно этому порадовалась. Ребята могут рассуждать, сопоставлять, понимают суть математических понятий, способны разобраться в разных видах текста (слово, картинка, схема и т.п.). Однако ожидаемой легкости ответов все же не получилось. Оказалось, не так проста PISA, как виделось сначала, и наши сообразительные дети не всегда могут применить свои глубокие знания, особенно когда требуется соединить научное с житейским, здравый смысл с абстракцией. И есть над чем подумать: те ли акценты делаем мы на своих уроках и в своих учебных программах?
Между прочим, директор соседней школы, прочитав в газете выдержки из отчета по PISA, размечтался:
– Вот бы мне заказать такое тестирование в своей школе. Чтобы понять, чему научили, а чему нет. Где мы сейчас стоим, куда дальше двигаться? Хороший результат получим – реклама для школы. Плохой – повод задуматься, с коллегами поговорить, работу иначе спланировать.
Итоги мини-PISA живо обсуждали не только педагоги, но и десятиклассники. Их реакция была достаточно неожиданной. Одна девочка, прекрасно выполнившая все задания, заявила с чувством нескрываемой гордости: «Значит, я не подведу страну…»
Так что уроки PISA – это еще и уроки патриотического воспитания.
Конечно, в том случае, если мы готовы извлекать из ее результатов уроки…

Елена ПЕТРОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru