Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2005

Первая тетрадь. Политика образования


СВОЙ ИНТЕРЕС 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Наука не сдается

Ученые объяснили законодателям, почему они не станут заниматься коммерцией

После того как образование и науку объединили под эгидой одного ведомства, в обеих отраслях появились удивительно схожие проблемы. Например, части научных организаций, как и части образовательных, государство собирается сменить статус на автономное учреждение (АУ) и Государственную муниципальную автономную некоммерческую организацию (ГМАНО).
На недавнем заседании думского Комитета по образованию и науке ученые объяснили депутатам, что произойдет с наукой, если осуществить эту реформу. Некоторые аргументы подошли бы и для разговора об образовании. Но может быть, дело не только в аргументах, а в первую очередь в том, что находятся люди, готовые жестко отстаивать интересы своей отрасли.

Официально в повестке дня комитета значился вопрос о «Законодательном обеспечении государственных научных центров (ГНЦ)».
– ГНЦ создавались начиная с 1918 года, – рассказал президент Ассоциации государственных научных центров Алексей Ипатов. – Целью было сохранить ведущие научные школы мирового уровня, обеспечить связь между исследованиями и производством. Именно ГНЦ способствовали быстрому промышленному росту во время Великой Отечественной войны. А сегодня они решают задачи федерального масштаба, – тут Алексей Ипатов набрал побольше воздуха в легкие, – в области атомной науки и техники, опто- и фотоэлектроники, информатики, приборостроения, биотехнологий, вирусологии, робототехники, машиностроения, космоса, авиации, судостроения, навигации и акустики, водоснабжения и гидрогеологии, электроники, метеорологии, селекции растений…
Что и говорить, размах поражает. Хотя статус ГНЦ имеют всего 58 научных организаций и фирм. Правда, при этом только в 2003 году ГНЦ стали лауреатами семи Государственных премий и пяти премий Правительства РФ.
Все эти успехи, считает Алексей Ипатов, были достигнуты благодаря целевому бюджетному финансированию, налоговым льготам на имущество и землю, которые позволили сохранить высококвалифицированные кадры, развить уникальную опытно-экспериментальную базу .

Финансирование иссякло

Однако сегодня над ГНЦ нависла угроза: в 2005 году прекращено финансирование работ в рамках Федеральной целевой научно-технической программы. Из нее просто «выпал» раздел «Исследования и разработки, выполняемые государственными научными центрами». Кроме того, в планах правительства превращение большинства ГНЦ в АУ и ГМАНО – полукоммерческие организации, за которые государство не несет субсидиарной ответственности.
В справке, розданной участникам обсуждения, есть интересная диаграмма. Она показывает, что бюджетные ассигнования составляют примерно половину от общего финансирования ГНЦ. Остальное – внебюджетные средства. Но почему же руководители крупнейших ГНЦ России не хотят переходить на полную самоокупаемость?

Исследования и деньги

– Берусь утверждать, что сегодня в России не существует организационно-правовой формы, в рамках которой можно рентабельно заниматься наукой в сложный переходный период, – убежден генеральный директор ГНЦ Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского Анатолий Зродников. – Все эти АУ и ГМАНО годятся только для бизнеса и не учитывают специфики научной деятельности.
– В последние годы во всем мире активно идет процесс акционирования прикладной науки, и это вполне закономерно, – считает генеральный директор столичного ГНЦ «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» академик РАН Евгений Федосов. – Но надо понимать, что коммерческая наука преследует одну цель: конкурентность товара и получение прибыли.
– Не всякая научная деятельность совместима с коммерцией, – считает генеральный директор ГНЦ «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии “Вектор”» академик РАН Лев Сандахчиев. – Например, наш институт не может торговать вирусами. Я, конечно, шучу, но ситуация сегодня настолько критическая, что нет никаких гарантий, что кто-то из научных сотрудников, отчаявшись, не продаст вирус за тысячу долларов.
Ученые сошлись на том, что ГНЦ необходимы бюджетное финансирование и налоговые льготы. Но в то же время хорошо было бы поправить действующие законы с тем расчетом, чтобы бюджетные учреждения могли полноценно заниматься хозяйственной деятельностью.
Ассоциация ГНЦ подготовила проект дополнений и изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», которые касаются уточнения статуса ГНЦ, их финансирования и льгот по налогообложению.
Члены Комитета по образованию и науке ученых полностью поддержали. Может быть, так подействовала страшная история про вирус за тысячу долларов, рассказанная Львом Сандахчиевым. Теперь при комитете будет создана специальная рабочая группа, которая за месяц должна подготовить предложения в адрес правительства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru