Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КАМЕРТОН

Музыкальные каникулы
Фестиваль «Возвращение» – встреча с родными пенатами

Роман Минц и Дмитрий Булгаков

Приятно осознавать, что многие артисты, покинувшие Россию, все чаще выступают на родине. Приятно, что все реже приходится сожалеть о потере кумиров из виду, они могут теперь возвращаться если не насовсем в родные пенаты, то во всяком случае на отечественную сцену в рамках регулярных гастролей. Восемь лет назад одними из тех, кто понял, как важно сохранить творческие силы в России, стали молодые – двадцати с небольшим лет – музыканты, авторы и создатели фестиваля камерной музыки «Возвращение».
Это были выпускники Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, продолжившие обучение в различных колледжах и высших школах в Европе и США. Авторами идеи выступили скрипач Роман Минц, обосновавшийся в Лондоне, и гобоист Дмитрий Булгаков, уехавший в Германию. Решив с пользой использовать рождественские каникулы, позволявшие им навестить родных в Москве, они, обнародовав свою гражданскую позицию, предпочли домашним посиделкам публичное музицирование. Со временем Минц и Булгаков организовали и возглавили фонд развития культуры «Возвращение», он добавил к ежегодным фестивалям, ставшим неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы, и другие проекты. В прошлом году, выйдя за фестивальные рамки, фонд провел абонементную серию концертов «Возвращение. Портреты» в Доме музыки, в нынешнем сезоне продолженную в Рахманиновском зале Консерватории. Смысл серии – представить героев «Возвращения» в развернутых сольных программах (27 февраля такой рецитал предстоит Р.Минцу).
Четыре концерта фестиваля в Рахманиновском зале всегда проходят в одни и те же числа, окружающие православное Рождество. И это всегда эксклюзивные тематические вечера, всегда звучит интересная и по большей части абсолютно неизвестная музыка. В этом году в первый день «возвращенцы» затронули весьма щекотливую тему: может ли музыка служить свидетельством душевного недуга композитора и может ли в форме и содержании произведения отразиться история болезни его создателя. В программе, получившей название «Анамнез», звучали сочинения, написанные Бетховеном, Вольфом, Дюпарком, Сметаной, Шуманом и недавно ушедшим из жизни Дитером Натовым в периоды психических расстройств и депрессии. Открыл вечер фортепианной сонатой Бетховена британец Чарльз Оуэн, ставший для аудитории «Возвращения» желанным гостем еще несколько лет назад, кстати, благодаря Бетховену. А завершился концерт блестящим исполнением «Сказочных повествований» Шумана для кларнета, альта и фортепиано (Евгений Варавко, Максим Рысанов и Александр Кобрин).
«Возвращенцы» всегда улавливают идеи, витающие в воздухе. Так, второй концерт фестиваля – «Брамс» (и его влияние на современников) – нечаянно предвосхитил грандиозный праздник, подготовленный Московским международным домом музыки (20 января там начался крупный монографический фестиваль «Иоганнес Брамс»). В число «брамсианцев» попали композиторы А.Дитрих, Б.Шольц, А.Дворжак, Э.Донаньи, К.Райнеке – кроме чеха, композиторы «второго эшелона», как оказалось, они писали очень приятную музыку. «Особенно если ее сыграть как подобает», – считают «возвращенцы». Примером может служить «Серенада» Донаньи для струнного трио, ее мастерски преподнесли Роман Минц, Максим Рысанов и Кристина Блаумане (известное в Британии «ASCH-трио»).
В третий вечер («Трудности перевода») музыканты «рассуждали» о том, что такое транскрипция, имеет ли право один композитор каким-либо образом преобразовывать сочинение другого и что из этого получается. Гвоздем программы стала «Симфония для струнных и духовых» Дмитрия Шостаковича – Рудольфа Баршая (переложение Квартета №3), которую корифеи фестиваля сыграли с оркестром «Гнесинские виртуозы» Михаила Хохлова, заслужив овацию.
Закрытие фестиваля согласно традиции – это всегда «Концерт по заявкам» самих участников. И это хит-парад корифеев «Возвращения», среди них Минц и Булгаков, Рысанов и Блаумане, Кобрин и Варавко, а также альтист Илья Гофман, виолончелист Борис Андрианов, пианисты Екатерина Апекишева и Яков Кацнельсон и многие другие. Финальной точкой нередко бывает произведение, написанное специально по заказу фестиваля. Так было и в этот раз. Разучить и исполнить с россиянами свой самый свежий опус приехал из Ирландии экстравагантный Брайан Ирвайн. Он представил искрометное, исполненное юмора и пропитанное энергетикой джаза сочинение «Птица… Сапог… Часы», созданное под впечатлением работ не менее эксцентричного скульптора-кинетика Эдуарда Берсудского. 11 инструменталистов самоотверженно преодолели этот сложнейший (прежде всего по ритму) Рубикон, явно получив невиданную порцию адреналина и выплеснув его в зал.

Татьяна ДАВЫДОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru