Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Не смешны ли все мои мечты о школе?
Из дневника сельской учительницы Н.Шкляевой 1915–1916 гг.
Деревня Красное Веденской волости Приморской области Иманского уезда

wpe382.jpg (14670 bytes)

Учитель – профессия публичная. Он целый день на глазах, в заботах о других. А его собственный внутренний мир, напряженный и сложный, нередко остается без внимания. Потому-то и появляется томящее ощущение ненужности и неоцененности, за которым следует страх потери смысла: «Не с кем посоветоваться», «Мой труд никому не интересен». Такие состояния тяжелы, но и продуктивны: наблюдая за ними, описывая их, выражая свои соображения на бумаге, мы осмысляем нашу жизнь, преодолеваем одиночество в разговоре с собой.
Люди учительской профессии очень часто ведут личные записи о происходящем с ними в школе. «А как же без этого, – говорят при встрече многие учителя, – в какие-то дни появляется особенно острая потребность писать». И какое же счастье прочесть обыкновенные записки учителя, человека чувствующего, внимательно всматривающегося в жизнь и в себя! Как правило, такие находки – игра случая. Вдруг в далекой деревне встречаешь пишущего учителя – с добрым сердцем, с даром наблюдательности и выражения чувств... А то вдруг библиограф из петербургской Российской национальной библиотеки неожиданно натыкается на ссылку о том, что в 1931 году в журнале «Современные записки» были опубликованы дневники сельской учительницы из села Красное Приморской области (ныне Хабаровский край).
И когда читаешь записки, между которыми пролегло столетие, понимаешь: учитель есть чудо неслучайное…

Когда этот материал готовился к печати, мы старались выяснить хоть какие-то подробности об авторе дневника и о судьбе села Красное. К сожалению, наши поиски пока не увенчались успехом. Но, публикуя сегодня этот материал, мы надеемся, что вдруг кому-нибудь из вас, наши читатели, что-нибудь известно об этом селе, его школе, об учителе Н.Шкляевой и ее учениках? Напишите нам, пожалуйста!

4 сентября 1915 года
Мы сказали ему: «Здравствуйте». Он молча кивнул и остановился.
– Нам нужен господин инспектор.
– Я? А что вам? – сказал он замогильным голосом.
– Мы учительницы в Покровку и в Красное…
– Ну и что ж из этого? – еще угрюмее сказал он.
Мы растерялись.
– Хотели с вами поговорить…
– Завтра придете, часов в 9, – бросил он и вышел.
На минуту я почувствовала себя совершенно несчастной, будущая деятельность потускнела и как-то скверно сморщилась. Не зря ли нам в семинарии четыре года долбили о «великом и славном» труде народного учителя? Не смешны ли все мои мечты о школе? И несомненно глупа приписка в моем прошении: «Прошу не назначать меня в город».

7 сентября
Классов два – большой светлый и другой, поменьше; потом коридорчик, и на другой стороне здания – квартира для учителя, две комнаты и кухня. Смущает только решительное отсутствие мебели. Ну да это ничего, устроим. А в общем – все отлично, лучшего трудно и желать в такой небольшой деревне.

24 сентября
Первый день занятий с детьми. Еще вчера целый день выбирала занятия, которые помогли бы мне познакомиться с детьми и которые «с первого же дня привлекли бы сердца детей к училищу», как говорится в методиках. Чем больше я углублялась в выбор предметов бесед, сказок и картин, тем почва под ногами у меня все больше расшатывалась, и я в конце концов совсем растерялась. Ведь там прямо сказано – «привлекут сердца». А что если я выберу такие, которые оттолкнут детей? Чуть было не пришла в отчаяние от своей бездарности.
Солнце еще не взошло, как я шла с книжками и подобающе принаряженная в школу. Там шла работа. Кто отметал щепки от крыльца, кто оттаскивал чурбаны и доски в сторону. Эта картина, залитая ослепительным солнцем, заставила мое сердце запрыгать, мне хотелось тоже возиться здесь с ними. Но вспомнила «привлечь сердца» – велела детям идти в класс. Ребята гурьбой побежали в класс, косясь на меня. Я вошла за ними и как будто ничего особенного нет (а ведь начинался мой «первый урок»!)
Стала читать рассказ Мамина-Сибиряка «Приемыш». Сначала все сидели смирно, но потом начали двигать ногами, зашептались, а Федор даже встал и прогулялся в коридор, волоча со стуком по полу огромные сапожищи. Я вижу, что чтение мое утомительно и малопонятно, дети не в силах больше слушать. Пропуская описания, скомкала рассказ, кончила его наконец, закрыла книжку и спрашиваю: «Кто понял, о чем здесь написано?» Все молчат. «Ты, Никифор, понял?» Он сидел, подперши круглые щеки кулаками и не сводил с меня серых глаз. «Ни», – спокойно ответил он. Я – Федора. – «Ничего не поняв». Тут вижу двое подняли руки – раньше ходили в школу, они выручили меня: «Трохи понялы, як дид птицю годував». Я была недовольна собой – зачем взяла этот рассказ? Мыслимо ли с места в карьер такую длинную штуку выслушать!
Скоро отпустила детей и в окончательном недовольстве собой пошла обедать. Как-то в Семинарском Образцовом училище уроки так гладко давала, все было уместно, хорошо, а тут… Правда, что нам там таких детей не показывали.
Хожу и терзаюсь. Но, во-первых, в чем главная беда? Дети все малороссы, плохо понимают меня, а я их. Стало быть, чем скорее я познакомлюсь с их наречием, тем эта беда будет меньше. Потом забросить методики, которые написаны для городских детей.

29 сентября
Разделила детей на две группы – ходивших уже в школу и новичков. Последних громадное большинство. Они интересуют меня больше старых. Всем раздала карандаши и тетради, подписала и показала, как держать то и другое. Потом начала мелом на доске рисовать постепенно божью коровку. Сначала длинный кружок – спинку, потом поменьше – головку и т.д. Когда коровка у всех была готова, я принесла свои цветные карандаши и раздала (жаль, что всем не хватило). Сначала они не знали, что с ними делать, и стали обводить контуры. Вот было радости, когда я им показала раскрашенную божью коровку. С таким усердием принялись малевать, пыхтят, за карандаши чуть не дерутся. Для развлечения нарисовала на доске после коровки дом, из трубы дым идет, и кошка бегает по крыше, поднявши хвост. Что смеху было!

4 октября
После обеда ходила с детьми на Лысую сопку.
Я решила познакомить их с компасом. Проделала обычное «стать лицом на полдень, вытянуть ноги крестом, впереди будет юг, сзади – север и т.д.». «А как мы узнали бы стороны света, если бы мы были в лесу, солнце зашло бы за тучи, и мы не знали, куда идти?» Один тотчас ответил: «Я влез бы на кедру и побачив бы нашу деревню». Другой сказал ему: «Дурный! Тоби кажуть – дощь идэ. Наши хлопцы в прошлом году ох и попоилы ж мамалыги…» (есть мамалыгу – это значит заблудиться. Когда-то в первые годы переселения компания здешних людей блуждала в лесу три дня и вышла в соседнюю молдаванскую деревню, где их накормили кукурузной кашей – мамалыгой. Теперь это выражение употребляет вся деревня вместо – «заблудиться»). Среди общего напряженного молчания Денис серьезно сказал: «А як не знаешь, так не ходы». Все с облегчением засмеялись – нашли выход. Я была побита. Тогда я говорю: «А вот на Великом океане, как же люди узнают, как плыть? Берега не видно, только вода да небо и дождь еще, если пойдет?» Опять напряженные лица – как быть? Косятся друг на дружку, не придумал ли кто. И как же это на самом деле – ни земли не видать, ни солнца? Тут уж я торжествую – вынимаю компас и кладу на пенек: «Смотрите, пароход слушается вот этой стрелки!» Не верят, вертят круглую коробочку во все стороны, но потом замечают, что стрелка-то все в одну сторону показывает. Все навалились на пенек, всплескивают руками, удивляются: «Грыць его знае!» В конце концов пришлось мне спасать замысловатую коробочку от излишнего любопытства.

9 октября
С маленькими разучивала стихотворение «Дед и дети». Потешно рассказывают: «Первый каже… другий каже… дид каже: добре дитки, трохи пидождите – усэ вам буде, и свисток, и белка, и усэ». Потом стали рисовать этого деда и детей. Никишка нарисовал так: деда с синей бородой, по колена ему «кедры» – палочки с крючками направо и налево, на одном из них красное пятно – белка. Автор пояснил мне: «Це дид ловит белочку, це хатка дидова (под ногами у деда нарисована хатка), а це собака». «Собака» – лежачая палочка, ее подпирают четыре и одна в сторону. У маленького Борща была в центре внимания белка – она была больше деда, а стояла на хвосте, ногами в сторону. «Прыгает», – объяснил автор.

14 октября
Снежный день. Совсем зима. После уроков вышла погулять, посидела на бревне. Бело, бело кругом, только деревья голые, черные. Снег по-зимнему скрипит под ногами. Холодно, безотрадно вверху и внизу. А снег все валит и валит. Мне начинает казаться, что он завалит меня и никто не узнает об этом. Одиноко. Все забыли обо мне, никто не помнит… Почему так тихо? Напоминает что-то эта тишина и это море бесстрастных снежинок. Как будто это уже было когда-то, эта всюду белая пелена. Далекое воспоминание…

6 ноября
Тоскливо. Какая-то растерянность, неуверенность во всем, хорошо или дурно все, что я делаю. Может быть, то, что я считаю важным, не стоит выеденного яйца. Не с кем посоветоваться, обсудить, потолковать, спросить. Как в самом деле проверить себя? Тут «мiр» мой внутренний не помогает. Он вроде наших солнечных часов, годится только в солнечную погоду. А в морочной день бесполезен. Живешь, как на необитаемом острове – никому ты не нужна.

3 декабря
Кое-кто из мужиков и баб зашел ко мне. Они ласково оглядывали мою комнату, широко крестились на образ и садились на кровать. Пока я прибирала фонарь, они растопили мне печку и на ней кипел чайник. Хотела напоить моих гостей чаем, да не хватило чашек. Так было хорошо, я чувствовала открытые ко мне души этих людей, пришедших с молчаливой лаской. Сегодня они поняли, что я люблю самое дорогое им – их детей.

13 февраля
Встретила в тетрадях детей 2-го отделения такие курьезы. На вопрос «кто воркует?» отвечено: «Волк». «Кого любят родители?» Ответ: «Родители любят праздник». «Кого должны почитать дети?» – «Дети должны почитать воскресенье». «Кто блеет?» Ответ: «Человек». «Кто щебечет?» – «Сорока».

22 февраля
Новость – ребята принесли двух воробушков. Смастерили им клетку и повесили у окна. «Хай живут, а на Благовещение выпустим», – решили дети. Натолкали им туда всего. Вплоть до сала. «Горобци» веселенькие, веселят нас своей трескотней. Среди урока вдруг: «Чирик!» Лица у всех расплываются: «Спивают».

Н.ШКЛЯЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru