Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

Д.С. ЧЕРНАВСКИЙ. СИНЕРГЕТИКА И ИНФОРМАЦИЯ.Д.С. ЧЕРНАВСКИЙ. СИНЕРГЕТИКА И ИНФОРМАЦИЯ.
Динамическая теория информации.
Серия «Синергетика: от прошлого к будущему».
М.: «Едиториал УРСС», 2004

 

Слово «синергетика» происходит от древнегреческого слова synergeticos, что означает «совместное, согласованное действие». Синергетика – учение о сложных системах, о динамическом хаосе и неустойчивости. В книге Д.С.Чернавского затронуты вопросы из самых различных дисциплин: математики, физики, химии, биологии, экономики, истории. Поэтому она может быть очень интересна и полезна учителям всех предметов и естественных, и гуманитарных наук.
Синергетические подходы к проблемам формирования языка, эволюции Вселенной и биосферы, эволюции научных идей и представлений позволяют решать их в динамике. Математическое моделирование является необходимым элементом синергетики потому, что многие из явлений, происходящих в различных областях (физики, химии, биологии), описываются одинаковыми базовыми моделями.
Как не вспомнить «Игру в бисер» Германа Гессе: «Эти правила, язык знаков и грамматики Игры представляют собой некую разновидность тайного языка, в которой участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и которая способна выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук».
Значение открытия в конце XX века динамического хаоса и неустойчивости в естественных науках чрезвычайно велико. Появилась возможность по-новому взглянуть на давно установившиеся понятия, такие как причина, следствие, абсолютно замкнутая система, бесконечно большое (малое). Появилось новое понятие – перемешивающий слой, который является необходимым этапом развития живых систем, в биологической эволюции, в творчестве и мышлении. Одна из особенностей синергетики состоит в том, что она имеет дело с неожиданными событиями. Именно благодаря неустойчивости причиной события может стать Его Величество Случай, который выступает не как результат незнания предыстории процесса, а как символ истинного незнания, т.е. принципиальной невозможности учесть исчезающе малые влияния. Неустойчивость является непременным условием генерации новой ценной информации. Воспринимать, хранить и передавать информацию можно и в устойчивых процессах. Однако создавать ценную информацию можно только в условиях неустойчивости.
Хотя человечество давно знает, что «все течет, все изменяется», синергетика позволяет задать вопрос: как течет, когда и как изменяется? Естественные науки всегда оказывали серьезное влияние на мировоззрение отдельных людей и на общество в целом. Это относится не только к гносеологии, но и к этике, идеологии и даже религии. В главе «Методологические аспекты синергетики» Д.С.Чернавский замечает: «Динамический хаос заслуживает статус великого открытия, и не только в естественных науках – в гуманитарных науках его роль не менее важна. Более того, именно динамический хаос может сыграть роль моста между науками, т.е. служить основой для их интеграции. Открытие динамического хаоса может (и должно) повлиять и на мировоззрение в целом, включая философию и этику».
Обсуждая проблемы порядка и хаоса в обществе, Д.С.Чернавский пишет, что если перенести детерминистическую логику на поведение человека в обществе, то придется сделать неутешительные выводы:
– у человека нет права выбора – все предопределено;
– человек не несет ответственности за содеянное;
– исчезает понятие «совесть»;
– как это ни парадоксально, детерминизм в человеческом поведении ведет к разрушению этики.
В соответствии с концепцией хаоса каждое событие – результат случая и не может быть причиной последующего, поскольку оно тоже случайно. Поэтому приходится делать столь же неутешительные выводы:
– поведение человека в данный момент полностью зависит от множества неучитываемых условий, и предсказать его невозможно;
– предвидеть последствия поступка тоже невозможно, поскольку они случайны;
– человек не несет ответственности за содеянное;
– размывается и теряется представление о совести.
Таким образом, концепция «полного хаоса» так же аморальна, как и концепция «полного детерминизма» – в них теряется основа таких понятий, как ответственность и совесть.
В рамках синергетики (теории динамического хаоса) моральный статус играет разную роль в зависимости от фазы развития (человека, семьи, общества). Понятия ответственность и совесть, естественно, возникают в фазах потери устойчивости. Это не значит, что основные догмы этики (т.е. заповеди) изменяются со временем (хотя и это имеет место). Это значит, что они просто должны проявляться в моменты бифуркации. И опять слышится голос Германа Гессе: «Тот, кто созерцает историю, пускай делает это с трогательнейшей детской верой в упорядочивающую силу нашего ума и наших методов, но пусть он, кроме того, уважает непонятную правду, реальность, неповторимость происходящего. Заниматься историей, дорогой мой, – это не забава, не безответственная игра… Заниматься историей – значит погружаться в хаос и все же сохранять веру в порядок и смысл.
Это очень серьезная задача, молодой человек, и, быть может, трагическая».
Завершает книгу глава «Информационная сущность денег», в которой обсуждается вопрос о том, что такое деньги, как и для чего они возникли и каковы возможные перспективы дальнейшего развития денежной системы.
Синергетика представляет собой исключительно плодотворное направление в исследованиях, поскольку она оперирует не идеологическими категориями и пожеланиями, а точными математическими методами.
«Развитие науки – это отнюдь не плавная поступь человеческого разума и не только цепь великих открытий, – пишет Д.С.Чернавский. – Скорее это время от времени вскипающий хаос противоречивых идей. Некоторые из них, рожденные в нужное время и в нужном месте, побеждают, становятся общепризнанными опять же на какое-то время. Другие, рожденные несвоевременно и неуместно, погибают (часто вместе с авторами) или забываются. Сами по себе эти мысли не новы.
Еще Салтыков-Щедрин упоминал, что “просвещение нужно вводить осторожно, по возможности избегая кровопролития”».

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru