Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Сегодня мы приглашаем вас на необычный семинар: он посвящен очень широкой теме – воспитанию в школе. И звучать будет голос не одного лектора, а многих преподавателей, ученых, практиков, послушать которых со всей России приезжали в декабре педагоги, занимающиеся воспитанием.
Об их запросах, ожиданиях и проблемах вы могли прочитать на первой странице вкладки.
Перед вами краткое, почти конспективное изложение нескольких лекций, прочитанных перед участниками семинара, посвященного воспитательным системам. Разумеется, прочитанные тезисы и даже прослушанный курс лекций не сделают учителя профессионалом в области воспитания. Мы просто хотим познакомить вас с несколькими учеными, работающими над проблемами воспитания. Возможно, увидев их имена на обложке книги или в программе следующего конкурса воспитательных систем, вы сможете увереннее сориентироваться в многообразии информации и сделать свой выбор.

Об особенностях педагогики гуманной и авторитарной

Несколько персонажей педагогического карнавала

Александр ГАВРИЛИН, доктор педагогических наук:

– Образование вообще и воспитание в частности – это передача социального и культурного опыта следующему поколению. Об этом нужно помнить, классифицируя воспитательные системы и анализируя проблемы образования.
Один тип взаимоотношений между взрослым и ребенком распространен чрезвычайно широко и существует издавна. Его можно определить так: у взрослого больше опыта и знаний, он всегда прав только потому, что взрослый. Это авторитарный тип взаимоотношений, когда любой человек априори имеет право поучать более младшего по возрасту (армейская дедовщина, например, коренится в подобных отношениях). Что такое авторитарная педагогика, мы все знаем слишком хорошо. Добавим лишь, что она очень технологична: я же старше, значит, знаю, чему и как научить всех.
Альтернативная парадигма – гуманистическая педагогика. Что это такое? Со времен античности гуманизм определяли так: человек – мера всех вещей. В гуманистической педагогике можно различить две модели: детоцентристскую и гуманитарную.
Школ, строящих всю свою работу – от содержания образования до методов – исключительно вокруг ребенка, в мире немного – около четырех процентов. Самый известный пример такой педагогики – корчаковская.
Другая модель – гуманистически рефлексивная, диалоговая. Это гуманитарный подход к процессу образования: и ученик, и учитель становятся субъектами собственного развития. С возникновением этой модели возвращается первоначальный смысл слова педагог – ведущий ребенка. Взрослый сопровождает, поддерживает его, но и сам при этом не останавливается в своем развитии.
Гуманистические модели нетехнологичны. Термин «гуманистические технологии» невозможен, ибо невозможно применить технологию к уникальной, неповторимой, постоянно изменяющейся личности.
Воплощение гуманистических принципов (в отличие от авторитарных) – дело хлопотное и кропотливое. Для этого необходима специальная административная работа в школе – ведь гуманистические принципы приживаются лишь там, где педагоги владеют глубокими психологическими знаниями (взамен технологий), а идеология и педагогическая деятельность согласованы на уровне всей школы.
Для тех, кто сделал выбор в пользу гуманистической педагогики, хочу напомнить слова Выготского о том, что воспитание – это самое простое дело, им и заниматься-то специально не надо. Ребенок воспитывается (перенимает социокультурный опыт) сам, находясь в нормально организованной среде. То есть главной задачей воспитания становится создание окружающей ребенка среды: мы регулируем культурное пространство в школе и по мере возможности компенсируем то, что упущено семьей.

Роза ВАЛЕЕВА, доктор педагогических наук, профессор Казанского педагогического университета:

– Слова о гуманизации образования и воспитания звучат уже много лет. Гуманистические ценности в педагогике декларируются во весь голос, но на практике происходит нечто прямо противоположное.
Как преподаватель педагогического университета я очень хорошо знаю, что во время учебы студенты горят идеями гуманизма. Ниспровергают авторитарные принципы, но… попав школу и проработав там года два-три, превращаются в тех, кого совсем недавно критиковали.
И дело здесь не в злой воле. Живучесть авторитарной педагогики имеет объективные причины. В отличие от авторитарного типа отношений, когда взрослый воздействует, а ребенок (как всякое нормальное существо) сопротивляется, гуманистический предполагает взаимодействие ученика и учителя.
К такому типу отношений взрослый должен быть готов. Это очень непросто. Весь наш багаж образования, жизненного опыта, прожитых лет выталкивает в позицию: я лучше знаю. Интересно, что иногда учителя, освоившие позицию взаимодействия с учениками в школе, не могут выстроить такие же отношения в семье. «Я знаю, как лучше» все-таки прорывается по отношению к собственным детям.
Еще авторитарная педагогика оказывается более удобной для учителя, когда заходит речь о результатах его работы. Тут авторитарная школа снова предлагает обманчиво-простые решения: планирование, замер внешних показателей. Результат, казалось бы, виден сразу: мероприятия проведены, дети подготовили доклады, собрали металлолом. А учителю, работающему в гуманистической системе, вроде и показать нечего: тонкие, неуловимые изменения не измеришь в процентах, кроме того, результат зачастую проявляется далеко не сразу, а через годы.
Вот и получается, что учитель заявляет, может быть, даже искренне, одно, а делает совершенно другое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru