Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Две ступени вместо одной

Чем грозит и что обещает реформа высшего образования

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации. Ее цель – к 2010 году добиться гармонизации систем высшего образования стран Европы, повысить их конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране предстоит в 2004–2010 гг. принять ряд мер по модернизации образования. В частности – ввести сопоставимую с общеевропейской систему многоуровневого высшего образования (бакалавриат – магистратура).

Инновация со стажем

Двухуровневое устройство высшей школы было введено еще в 1992 году постановлением Комитета по высшей школе Миннауки РФ. Сегодняшний Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Первая ступень – бакалавриат – с нормативным сроком обучения 4 года. Вторая – магистратура – с двухлетним сроком обучения. Ее цель – подготовка научно-исследовательских и преподавательских кадров для вузов.
Наряду с этой системой успешно развивается и в количественном отношении абсолютно преобладает традиционная для России подготовка специалистов (нормативный срок обучения – 5 – 5,5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»), которая якобы «непонятна для Европы».
Для того чтобы наши дипломы без помех признавались за рубежом, планируется внести изменения и дополнения в отдельные статьи действующих федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В новых законопроектах бакалавриат рассматривается как базовая ступень высшего профессионального образования, над которой возвышаются две надстройки: специалитет или магистратура.
Нормативный срок обучения по программам бакалавриата составит 4 года. Для поступления на обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения – не менее двух лет) или по программам подготовки специалиста (нормативный срок обучения – один год) необходимо будет иметь степень бакалавра. Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию «магистр» или «специалист».
Как подчеркивается в законопроекте, бакалавриат, магистратура и специалитет рассматриваются как отдельные уровни высшего образования с отдельными вступительными испытаниями, образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией.
Предполагается, что конкретные сроки перехода на
двухуровневую систему будут обозначены в подзаконных актах. А в промежуточный период, как утверждают авторы документа, «должны быть гарантированы права граждан, обучающихся по традиционным программам: при условии успешного прохождения итоговой аттестации им должны выдаваться дипломы специалиста с высшим профессиональным образованием. Законо-
проект должен содержать нормы, приравнивающие квалификацию «дипломированный специалист» к квалификации «магистр» или «бакалавр» в зависимости от нормативного срока обучения».
Следует отметить, что документ пока находится в стадии доработки. Недавно его обсуждали на заседании подкомитета по профессиональному образованию профильного комитета Госдумы.

71,3% московских студентов боятся, что результатом реформ станет полный переход к платному высшему образованию. 45,5% студентов относятся к идее разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру резко отрицательно. 34,3% студентов отнеслись к нововведению лояльно.
По данным центра социологических исследований Socium

«За» и «против» интеграции

– Мы пока не в Европе, хотя и подписали Болонскую декларацию, – считает академик РАО Владимир Шадриков. – Но стоять в стороне от Болонского процесса мы не вправе. Мы должны говорить с Европой на одном языке. По всем направлениям Болонского процесса у нас есть хороший задел. А по некоторым мы даже опережаем западных коллег.
По мнению ученого, главная цель Болонского процесса – создание конкурентоспособной системы европейского образования.
Другая часть собравшихся полагает, что присоединение России к Болонской декларации не улучшит принципиально положение отечественной высшей школы, не решит ее коренных проблем – таких как низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава, отсутствие инвестиций. В связи с этим некоторые пункты данного документа останутся на бумаге. Например, немалых средств потребует обеспечение академической мобильности (согласно декларации студент должен один семестр в году учиться в зарубежном вузе). В нынешних условиях так же нереален и обмен преподавателями: практически ни один отечественный вуз не в состоянии заплатить профессору из Германии или другой западной страны 5 тысяч евро в месяц.
Исходя из этого, оппоненты Болонской декларации ставят диагноз: «Мы неинтегрируемы». Прежде чем начать реформы, необходимо поднять профессорскую зарплату до 15–25 тыс. рублей.
Особенно много противников Болоньи и введения двухуровневого образования среди ректоров инженерных вузов.

Бакалавры – недоучки, магистры – академики?

– Ректоры западных технических вузов в отличие от нас не спешат выполнять все пункты Болонской декларации. Они считают, что это приведет к разрушению инженерного образования, основы которого складывались веками, – утверждает ректор Московского института стали и сплавов Юрий Карабасов.
По свидетельству ректора Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина Альберта Владимирова, подготовка бакалавров по инженерным специальностям в нашей стране себя не оправдала. Работодатели воспринимают их как полуспециалистов, которых надо «доводить до ума», а на предприятиях для этого нет условий. В итоге «недоучки» вынуждены возвращаться в alma mater для продолжения образования.
Как рассказали представители МГТУ им. Н.Э.Баумана, многочисленные консультации с руководителями крупных фирм позволили сделать вывод о том, что наряду с двухступенчатой системой необходимо сохранить традиционную подготовку дипломированных специалистов. А искусственно делить ее на этапы, как это предлагается в законопроекте, нецелесообразно.
Кстати, большинство участников дискуссии в Госдуме разделяют эту позицию.
Проректор Санкт-Петербургского университета Вадим Касевич считает перспективной так называемую интегрированную магистратуру – одноуровневую непрерывную подготовку магистров с 6-летним сроком обучения. По его словам, таким образом удастся убить двух зайцев: ответить на запросы некоторых отраслей в высококвалифицированных кадрах и сохранить «болонскую терминологию».

Не в сроках счастье?

Вопрос о сроках обучения на каждом уровне одни специалисты считают второстепенным, другие – принципиальным.
Например, по общему мнению, трехлетний бакалавриат на основе 11-летней школы никак не вписывается в мировые общеевропейские стандарты, где за такой период готовят специалистов после 12–13-летней школы.
Как считает заместитель начальника экспертного управления Администрации Президента РФ Нелли Найговзина, нельзя подходить с общими мерками к разным специальностям. Каждое конкретное направление подготовки требует определенных сроков обучения и уровня квалификации (бакалавр, специалист или магистр).
В связи с этим, как отмечали участники дискуссии, предстоит большая работа по созданию новых стандартов и методического сопровождения новых программ, вариативность которых призвана обеспечить потребности вузов всех профилей и качественную подготовку кадров для разных отраслей.

Слона-то и не приметили

«Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и будет способствовать более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов государства», – убеждены авторы документа. Как этого добиться, если, по их же прогнозам, «при переходе к двухуровневой системе расчетная общая численность обучающихся в системе ВПО за счет бюджетных средств совпадает с общей численностью обучающихся при одноуровневой системе», и вместе с тем стоимость обучения в расчете на одного студента по программам подготовки специалистов и магистров в 1,5–2 раза выше стоимости обучения по программам бакалавриата?
Как выясняется, выход – в перераспределении бюджетных мест между различными уровнями образования.
Так, продолжить бесплатное обучение по программам подготовки специалистов смогут лишь 40%, а в магистратуре – 30% вчерашних бакалавров.
Таким образом, за счет бюджетных средств в течение 5 лет будут обучаться 40% студентов, в течение 6 лет – 30%, а остальные – 4 года в бакалавриате.
«В условиях сохранения на прогнозируемом уровне расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование стоимость обучения в бакалавриате в расчете на одного студента незначительно – на 12–15% – снижается по сравнению со средней стоимостью обучения при одноуровневой системе ВПО, – пишут авторы законопроекта. – Оптимизация численности обучающихся по уровням ВПО позволяет существенно увеличить бюджетное финансирование подготовки специалистов и магистров без увеличения расходов бюджета, что обеспечивает повышение качества высшего профессионального образования, а также адресности и эффективности расходования бюджетных средств».
Правда, имеется одна маленькая неувязка: авторы документа просчитали, что расходы федерального бюджета на высшее образование будут расти пропорционально удвоению ВВП к 2010 году, что признано пока невыполнимой задачей.
По свидетельству руководителя Комитета по образованию и науке Госдумы Николая Булаева, рассмотрение данного законопроекта в первом чтении состоится не раньше февраля, а то и марта–апреля 2005 года. Он предупредил, что далеко не все поправки экспертов будут учтены, но вместе с тем подчеркнул, что на всех участниках обсуждения лежит огромная ответственность, и список с их фамилиями планируется опубликовать в печати.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина испанской и итальянской керамической плитки «XPlitka». Благодаря услугам интернет магазина «XPlitka», Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить ступени Gres de Breda , брусчатку Feldhaus Klinker, итальянский керамогранит cerdomus и другую продукцию отличающуюся превосходным внешним видом, высоким качеством и надежностью. Онлайн-консультант, удобный рубрикатор, подробное описание и фотографии внешнего вида всех представленных товаров помогут с выбором заказа. Интернет магазин «XPlitka» располагается по адресу http://www.xplit.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru