Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

СНЕЖНЫЕ СТРОКИ 
 

Об Андерсене с нашими гостями беседовал
Дмитрий ШЕВАРОВ

Мой Андерсен

Сегодня мы заглянем в особую, новогоднюю библиотеку, что открывается нам в конце декабря. Там, на полках нашей памяти, бережно хранятся толстые тетрадки, потрепанные блокноты, бережно перевязанные бечевкой пачки писем, а вместе с ними – рассветы и закаты, речные причалы и полустанки, гитарные переборы и родные голоса, скрип снега или шелест моря…
Так ласкает нас милое детство и признается в любви ушедшая юность.
Мне кажется, что общие добрые воспоминания – это то, что соединяет нескольких людей в одну семью, а бескрайние пространства – в одну страну.
Вспомните и улыбнитесь…

Рисунок Бориса ДИОДОРОВА

– Я узнал об Андерсене еще до войны. У моего дедушки был потрепанный том со сказками, изданный когда-то приложением к «Ниве». Я читал и не сомневался, что Андерсен – такой же русский писатель, как Пушкин. Кстати, Андерсен и Пушкин знали друг о друге. Книги Андерсена в немецких переводах привезли в Россию еще в 1834 году. Андерсен любил Пушкина и много лет мечтал приобрести его автограф. Однажды ему это удалось, и до конца жизни он не расставался с листочками бумаги, где Пушкин написал стихотворение «Пробужденье» и отрывок из элегии «Мечты, мечты! Где ваша сладость?». Теперь бесценные автографы хранятся в Королевской библиотеке в Копенгагене. Сейчас наш фонд собирается факсимильно издать их маленькой книжкой. А еще мы готовим альбом-энциклопедию «Андерсен и русские художники». Здесь мы соберем работы всех, кто иллюстрировал Андерсена, – от мастеров ХIХ века до моих нынешних студентов в Академии печати.
В работе над иллюстрациями Андерсена важнее всего любовь, самоотречение, желание творить добро. А главное – вера в жизнь вечную. Иначе некоторые сказки Андерсена могут показаться страшными. Его еще современники упрекали в том, что добро порой проигрывает в его сказках. На что он отвечал: «Добро побеждает в вечности». Когда я иллюстрировал «Русалочку» и дошел до кульминационной сцены, то плакал как маленький...

Борис ДИОДОРОВ – народный художник России,
президент российского Фонда Ханса Кристиана Андерсена,
один из лучших иллюстраторов детской книги.
В 2001 году королева Дании вручила русскому художнику Гран-при Андерсена.
На днях из Оденса, где родился великий сказочник, пришло сообщение о том,
что Борису Диодорову присвоено звание «посла Андерсена в России».

– Я рос в Копенгагене в доме с настоящей печкой. Моя бабушка, как все датские бабушки, читала мне сказки Андерсена. А когда я учился в пятом классе, то в школьном театре поставили «Огниво». Там был солдат и три собаки с огромными глазами. Но мне досталась всего лишь роль судьи, который читал приговор солдату и говорил: «Повесить!» Это мне нравилось, но, когда за Андерсена снова взялись в средних классах, а потом и в старших – мне надоело. Однажды я спросил учителя, а нет ли в мировой литературе хотя бы еще одного писателя, чтобы почитать что-нибудь новое.
Сказок Андерсеном написано огромное количество, даже датчане не все их читали. Некоторые из них замечательные, а некоторые ну очень скучные, длинные, как та веревка, которую он везде возил в своих путешествиях. Он очень боялся пожара и таскал с собой целый тюк противопожарного снаряжения. Вот «Снежная королева» – это же ужас что такое – снег и снег, снег и снег… и холодно так… и бедная девочка вся замерзла, и оленей мучают, и конца не видно. Эта сказка точно для русских написана, раз она им нравится. А мне нравится описание его путешествия в Грецию и Италию – тогда это было рискованно и лишено всякого комфорта, но Ханс Кристиан одолел этот путь, и получились отличные путевые заметки.

Бьярни ЯКОБСЕН, врач,
гражданин Дании,
сейчас живет в Англии

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.
Случилось это в зимний вечер всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город легкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов…
Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена.
Я сел под елкой и раскрыл книгу… Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом…
…Мне просто повезло, что в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» – и был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали.

Константин ПАУСТОВСКИЙ – писатель,
который никогда не писал сказок, но в его прозе есть привкус сказочности.
За эту драгоценную капельку сказки Паустовского нещадно
били критики, но он храбро отстаивал свой взгляд на ремесло писателя.
Одним из своих учителей он считал Х.К.Андерсена.

– В детстве Андерсен рисовался мне как гора со сверкающей вершиной. И вот это ощущение горного воздуха, сверкающей вершины никогда меня не покидало. И даже если во время войны у меня не было рядом книг Андерсена, забыть его сказки я не могла. До войны мама по вечерам читала мне их вслух, они так и остались в памяти с маминого голоса. А по утрам я просыпалась под музыку Баха – мой дядя был музыкантом.
Андерсен любим и детьми, и взрослыми. И это чудо именно Андерсена. Вот сказки Гауфа или братьев Гримм тоже очень мудрые, но они все-таки для детей. Андерсен же не имеет возраста.
Мы в детстве зачарованы «Снежной королевой», но только став взрослыми, начинаем понимать главную идею этой сказки: нет вечности помимо любви. Герда – это же воплощение любви!
В духе столь модных сегодня книг Джоан Роулинг мальчик Кай должен был бы возвыситься над людьми: ведь он, попав к Снежной королеве, может, как и она, властвовать. Но у Андерсена Кай – несчастный ребенок, оказавшийся в ловушке. Это же пытка – безуспешно складывать из кусочков льда слово «вечность». И тут самому маленькому читателю ясно: мальчик в беде, его надо спасать. Вот здесь истинное понимание добра и зла.
Сейчас сказки Андерсена открываются нам с новой силой, и кажется, что они написаны в наши дни. Ведь сиротство, бездомность и голод снова вокруг нас. Андерсен зовет к милосердию, он полон добра и света. Его сказки дарят нам чувство простора, воздуха и свободы. Андерсен может быть печальным, но он никогда не жесток, как бывают народные сказки. «Девочка со спичками» – это очень грустная сказка, и дети ее слушают со слезами на глазах, но она дает им прямой путь к христианству.
Когда я сама начала писать для детей, сказки Андерсена стали моей настольной книгой. С тех пор считаю себя ученицей Андерсена. Мои сказочные герои идут теми же волшебными путями, что и герои Андерсена.
Очень печально, что в Москве исчез Дом детской книги – достояние мировой культуры. Больше всего жалко хранившихся там детских писем. То были письма детей, которые росли в книжной культуре. Помните, в конце каждой детской книги была просьба к маленькому читателю написать свои впечатления?
Душа ребенка черпает впечатления из мира животных, природы. Вот моя девятилетняя внучка Ася возится со своими аквариумами, обожает свою собаку, и эти заботы о маленьких друзьях питают ее душу.
Я хочу пожелать всем детям благополучия, здоровья и всегда помнить, что книга – самый большой и верный друг. А телевизор или компьютер – это и друг, и враг одновременно, и надо их остерегаться. Не изменяйте книге!

Софья ПРОКОФЬЕВА – автор сказочных повестей,
любимых несколькими поколениями читателей.
«Лоскутик и облако», «Девочка по имени Глазастик», «Приключения желтого чемоданчика», «Пока бьют часы»
– эти книги стали классикой детской литературы.
Сейчас выходят в свет ее новые повести – «Королевство Семи Озер» и двенадцатая сказка из цикла «Белоснежка».
От редакции:

Дорогие читатели! Просим вас сообщить малышам, что Издательский дом «Первое сентября» и российский Фонд Ханса Кристиана Андерсена ждут от них маленьких сказок или историй собственного сочинения. Надеемся, что папы и мамы, дедушки и бабушки, учителя и воспитатели не будут редактировать юных сказочников, а лишь помогут записать сказки тем, кто сам еще не умеет писать.
Мы не называем наш проект конкурсом, поскольку победителей и проигравших у нас не будет. А будет, как мы надеемся, добрая книжка.
Письма адресуйте в редакцию на имя Дмитрия Шеварова. На конверте сделайте, пожалуйста, пометку: «Сказка с ладошку». Можно воспользоваться и электронной почтой E-mail: dshev@1september.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru