Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N 111 
 

На вопросы отвечал адвокат
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Наши консультации

Каков порядок оплаты работы школьных учителей в праздничные и выходные дни?

В этом случае размер доплаты устанавливается в соответствии со ст. 53 ТК РФ.
Если учитель в выходной день вывозил учеников школы для участия в олимпиаде, то работа в этот день компенсируется ему в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, поскольку работа производилась сверх месячной нормы. По желанию учителя, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Если учитель привлекался в праздничный нерабочий день для дежурства по школе и при этом продолжительность дежурства не превышала нормальной продолжительности рабочего дня, то эта работа компенсируется ему предоставлением другого дня отдыха либо оплатой работы в размере не менее часовой или дневной ставки.
Если учитель привлекался к работе в ночное время (в период с 10 ч вечера до 6 ч утра), например, дежурил на выпускном вечере, то размер его заработной платы согласно ст. 154 ТК РФ и Перечню компенсационных доплат и повышенных ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений (Письмо Минобразования РФ от 12.01.93 № 10/32-Т) увеличивается в соответствии с оплатой каждого часа работы в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки оклада.

Может ли быть школьный учитель уволен из школы за проступок, совершенный вне школьных стен и во внерабочее время?

Да, в действительности российское законодательство предъявляет повышенные требования к нравственному облику педагога, который должен оставаться примером для детей и в быту. Среди дополнительных оснований для увольнения педагогических работников законом сохранено ранее действовавшее основание: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы» (п. 8 ст. 81 ТК РФ). В обществе к аморальному проступку относят действия, противоречащие общепринятой морали (появление в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; вызывающее, оскорбительное по отношению к другим поведение и т.п.). Такой проступок может быть совершен и в быту (жестокое обращение со своими детьми, близкими и др.).
Наша точка зрения состоит в том, что составить закрытый перечень безнравственных правонарушений (прототип приснопамятного морального кодекса строителя коммунизма) и проступков, исключающих возможность его дальнейшего общения с детьми, практически невозможно. Администрация школы при принятии таких решений должна исходить исключительно из соображений здравого смысла. Работник имеет возможность обжаловать обоснованность такого рода увольнения в судебном порядке.

В нашей школе по воле главы муниципального образования за последние несколько лет сменились несколько директоров. Все предыдущие увольнялись по причине того, что уличались в финансовых махинациях и непрофессионализме. Однако мнение педагогического коллектива не учитывалось ни при одном новом назначении. Мы неоднократно обращались за разъяснениями по поводу происходящего в администрацию района. Письменного ответа так и нет. Устный от главы района такой: «Я здесь хозяин, а вы кто? Рабы. Как я хочу, так и будет. Мало ли что вы хотите». Что, действительно нет никаких юридических возможностей у коллектива настаивать на своей кандидатуре директора школы?

В соответствии со ст. 35 Закона РФ «Об образовании» непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.
Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права «вето»;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
Разграничение полномочий между органами самоуправления образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения. Как правило, если речь идет о школах и дошкольных образовательных учреждениях, то их руководители назначаются (нанимаются) учредителем.
В случае если не удается внести соответствующие изменения в устав, предоставляющие коллективу образовательного учреждения возможность влиять на назначение кандидатуры своего руководителя, то этот вопрос будет относиться исключительно к компетенции учредителя.
Нам неоднократно приходилось участвовать в помощи трудовым коллективам образовательных учреждений по поводу такого рода конфликтов с главами муниципальных образований, в том числе в ситуациях, когда вновь назначаемые ими директора, даже крупных школ, не имели ранее отношения ни к школе, ни к образованию, однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что закон в данном случае не на стороне коллектива. И в условиях повсеместной вседозволенности и бесконтрольности чиновников корректировать их деятельность в условиях современной российской реальности не представляется возможным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru